ТЕМА № 2 «Основы организации государственной и муниципальной службы в зарубежных странах»

Эволюция взглядов на институт государственной службы: от рациональной бюрократии М. Вебера до концепций «нового государственного менеджмента» и «поствеберианской бюрократии». Характеристика основных концепций организации государственной службы в передовых странах Запада. Взаимоотношение государственной службы и политики: системы распределения должностей на государственной службе. Основные отличия «spoil system» (системы распределения государственных должностей среди сторонников победившей партии) и «merit system» (системы распределения государственных должностей в зависимости от личных заслуг, профессионализма). Характеристика основных тенденций развития института государственной службы за рубежом и анализ системы управления кадрами в государственных органах и организациях в США и Западной Европе.

Впервые характеристику достоинствам бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).
Вебер выделил несколько типичных особенностей бюрократии:

1) специализация и разделение труда (каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации);

2) вертикальная иерархия (структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части; каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации);

3) четкие правила (деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления; эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации; правила могут видоизменяться, но в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени);
4) обезличенность взаимоотношений (в бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли; набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей).
Бюрократическая структура вырастает вокруг видного лидера. Этот способ Вебер определил как «рутинизация харизмы». Смысл его заключался в том, что группа людей, объединенная вокруг яркой личности, постепенно превращается в бюрократическую структуру, которая своей целью видит внедрение в обществе идей и взглядов своего лидера. Примером может быть бюрократизация созданной В.И.Лениным партии большевиков.
По Веберу бюрократия получила судебную, фискальную, налоговую и иные функции, приобретя полный контроль над обществом.

В 70-х годах XX века в мире начался кризис классической политико-административной модели управления. Он был обусловлен следующими причинами:

- постоянный рост совокупной занятости и расходов на заработную плату в государственном секторе увеличивает нагрузку на бюджеты разных уровней;

- слабая мотивация труда госслужащих и нехватка квалифицированного персонала приводят к снижению эффективности функционирования государственного аппарата;

- развитие протекционизма и коррупции определяют низкий уровень общественного доверия к чиновникам и государственному аппарату в целом;

- неспособность госаппарата реагировать на изменения вызывает операционную неэффективность и низкое качество государственных услуг.

Осознание данного кризиса в условиях неразрывной связи демократии и производительности государственного сектора, когда правительства должны обеспечивать услуги и товары гражданам в точном соответствии со своими обещаниями, представляющими собой соглашения между избирателями и теми, за кого эти избиратели голосуют, привело к пересмотру ряда базовых принципов публичного управления и вызвало волну административных реформ, направленных на повышение эффективности и расширение функциональной способности государства.

Появилась необходимость модернизировать государство так, чтобы скорость, прозрачность и подотчетность были глубоко встроены в механизмы функционирования его аппарата.

В зарубежной науке и практике появились новые подходы к организации системы государственного управления, связанные с переосмыслением роли государства в жизни общества, коммерциализацией публичного сектора, функциональной трансформацией структуры правительства.

Одни из самых масштабных изменений в философии и парадигме государственного управления привнесла Концепция перестраивающегося правительства (Reinventing Government). Ее авторы Дэвид Осборн и Тэд Гэблер выдвинули следующие основные положения:

- необходимость конкуренции между структурами, претендующими на предоставление услуг для правительства;

- наделение местных сообществ большими полномочиями;

- ориентация на конечный результат - измерение результатов деятельности и концентрация на них является одним из путей усовершенствования работы государственного аппарата;

- ориентация на миссию вместо простого следования правилам имеет ряд преимуществ, в частности повышает инновационность и гибкость организационной структуры;

- модель "сервисного государства" - представление граждан в качестве клиентов повышает ответственность и деполитизирует распределение средств между организациями госсектора, стимулирует инновации и дифференциацию услуг, приводит к меньшей расточительности в текущей деятельности госсектора;

- упреждение проблем вместо их разрешения - долгосрочное планирование, упреждение и профилактика проблем обходятся дешевле, чем работа в "пожарном режиме";

- акцентирование госструктур на зарабатывании денег, а не их трате;

- децентрализация деятельности правительства - наделение большими полномочиями служащих и создание проектных команд;

- опора на рыночные механизмы в деятельности государственных структур;

- государство должно выступать в качестве катализатора изменений в коммерческом и неправительственном (третьем) секторе в интересах решения общественных проблем.

В рамках Концепции перестраивающегося государства особую популярность приобрели идеи нового государственного менеджмента (New Public Management), основные принципы которого можно сформулировать следующим образом:

- использование в государственных учреждениях типа менеджмента, присущего частным фирмам, переход от бюрократического стиля руководства к большей гибкости и применению новых, в том числе электронных, технологий;

- введение в государственный сектор конкуренции, понимание состязательности как ключевого фактора снижения издержек предоставления услуг и повышения их качества;

- активное использование тендерных процедур и повышение эффективности за счет использования контрактных отношений как внутри государственного сектора, так и с частными организациями;

- создание на базе государственных ведомств подразделений, в которых разделены интересы производства услуг и их предоставления гражданам и организациям;

- практичное и профессиональное управление, включающее подотчетность и избирательный контроль со стороны вышестоящих государственных ведомств;

- четкие стандарты и "измерители целей" результатов и эффективности функционирования подразделений;

- ясные определения индикаторов успешности выполнения целей и задач, желательно в количественной форме;

- контроль "на выходе": оценка результатов, а не процесса их получения;

- увязка продвижения по службе, распределения ресурсов и вознаграждений с уровнем демонстрируемых результатов по достижению целей и повышению эффективности;

- переход к обеспечению индивидуализированных (responsive) услуг гражданам и бизнесу;

- повышение дисциплины, улучшение управления человеческими ресурсами и сокращение издержек.

Широкое распространение принципов нового государственного менеджмента связывается с ростом недоверия граждан по отношению к власти.

В исследованиях управленческих процессов возросла значимость политологического подхода. Отделение управления ресурсами от политики, которого придерживается Концепция нового государственного управления, в значительной степени бесперспективно. По мнению академика В. И. Жукова, «рыночные отношения не исключают государственное регулирование, не являются самоцелью, а под воздействием государства работают на развитие жизненных сил человека, повышение качества жизни людей".

По мнению академика Л. В. Сморгунова, восстановление значимости политического аспекта государственного управления заключается в следующем

- государственное управление рассматривается как функция общественной координации, выполнять которую призваны не только профессионалы-управленцы, но и структуры и институты гражданского общества;

- государственные дела, государственные органы и организации становятся публичными и открытыми для общественной дискуссии - важного ресурса выработки политико-управленческих решений;

- основанием выработки политических и организационно-управленческих решений становится стремление к достижению общего блага, общего интереса, которые определяются и государством, и общественными участниками процесса;

- никто не обладает правом узурпировать выражение общего интереса;

- государственное управление как управление общественными делами подвергается оценке не только с точки зрения прагматических критериев эффективности, но включает политико-моральные критерии;

- этический кодекс становится важной составной частью оценки управленческой деятельности;

- процесс политико-управленческой деятельности становится насыщенным новыми формами и механизмами, включающими такие непривычные для прежних моделей составляющие, как общественная экспертиза, общественные форумы, государственно-общественные комиссии.

Современное направление административных реформ описывается понятием governance,которое дало ЮНЕСКО.

Governance - политическая, экономическая и административная деятельность, осуществляемая в рамках государственного управления, включая выражение гражданами своих интересов; а также реализация их прав и обязанностей.

Фактически переход от концепции нового государственного менеджмента к описанию управленческой политики в категориях governance означает изменение методологических оснований теории и практики административных реформ. Общий смысл новой концепции состоит в том, что государственное управление становится менее жестким, детализированным и регламентированным

Документы Программы развития ООН вводят термин Концепции "качественного управления" (good governance): "Governance можно рассматривать в качестве практики экономической, политической и административной власти по управлению делами государства на всех уровнях. Это понятие объединяет механизмы, процессы и институты, через которые граждане и группы выражают свои интересы, реализуют свои законные права, выполняют обязанности и балансируют между различиями.

К характеристикам качественного управления относятся:

- участие (все граждане обладают голосом в принятии решений - прямо или посредством легитимных институтов, представляющих их интересы; такое широкое участие строится на свободе ассоциаций и слова, а также на способности к конструктивному диалогу);

- верховенство закона (честность и беспристрастность правовых структур, которые обеспечивают соблюдение прав человека);

- прозрачность (свобода информации; ее полнота и доступность для всех, кто в ней заинтересован);

- способность к быстрому реагированию (все институты чутко реагируют на потребности граждан);

- ориентация на согласие (соблюдение баланса интересов для достижения широкого консенсуса по вопросу о том, что более всего отвечает потребностям группы и какими способами, с помощью каких процедур этого следует добиваться);

- справедливость (все граждане имеют возможность улучшить свое благосостояние);

- эффективность и рациональность (максимально эффективное использование ресурсов для удовлетворения потребностей граждан);

- подотчетность (правительство, частный бизнес и структуры гражданского общества подотчетны общественности и институциональным носителям прав);

- стратегическое видение (лидеры и общественность исходят из долговременных перспектив управления и развития личности и отчетливо представляют себе те меры, которые необходимы для их реализации).

Понятие "демократическое управление" (democratic governance) рассматривается как развитие концепции качественного управления, которое используется в программах ООН, в частности, в Программе развития ООН (United Nations Development Programme - UNDP) для построения композитных индексов и сравнительной оценки развивающихся стран.

Новый подход, получивший название " всецелое управление ", предполагает достижение разными органами государственной власти единой цели в границах общей компетенции, в противоположность работе исключительно в пределах своей узкой компетенции.

При постоянном сокращении государственных издержек качество предоставления государственных услуг должно постоянно повышаться.

Концепция "всецелого управления" получила дальнейшее развитие в Концепции "сетевого управления ", которая отводит электронным технологиям еще большую роль при создании современной цифровой инфраструктуры, обеспечивающей управление обществом. ИТ рассматриваются в качестве стратегического инструмента, способного объединить творческие усилия всего общества (государства, бизнеса, гражданского общества) для решения социальных проблем.

В основе сетевого управления лежит систематическое обновление данных и обмен информацией, которая может быть полезной или необходимой для функционирования государства и предоставления государственных услуг гражданам. Концепция сетевого управления предлагает современный взгляд на решение проблемы координации процессов, происходящих не только внутри органов государственной власти, но и между ними, а также при взаимодействии с внешней средой. Современные ИТ имеют огромный потенциал для практического использования и развития идей сетевого управления. Они увеличивают скорость и эффективность взаимодействия всех элементов государственной системы; способствуют расширению количества и улучшению качества предоставляемых населению услуг; обеспечивают возможность мгновенного реагирования государства на запросы граждан, предоставляя услуги на основе исчерпывающей информации нескольких ведомств.

Существуют два общепризнанных базовых способа ком-

плектования государственного аппарата за рубежом:

1) система добычи (spoils system);

2) система заслуг (merit system).

Они используются в практика управления Великобритании, США, Бразилии, Франции и некоторых других стран.

Система добычи заключается в том, что победивший на выборах прези дент страны или лицо, совершившее государственный

переворот и силой за хватившее власть, считает вполне

заслуженным поставить на все государственные должности своих сторонников. Это оперативная и эффективная система захвата власти и ее удержания, но она недолговечна ввиду

неспособности формируемого ею аппарата управления создать условия нормального функционирования экономики в государстве.

Система заслуг предполагает, что на государственные должности приходят лица, победившие на организованных

государством открытых и независимых конкурсах по выбору специалистов.

Основным отличием системы заслуг от системы добычи является предъявление специальных требований к качествам

государственного служащего, его квалификации в области

государственного управления.

При системе добычи квалификация госслужащего тоже является

привлекающим фактором для руководителя государства, однако не

не она является определяющим критерием.

Более важным критерием в этом случае становится возможность руководителя осуществлять реальный контроль за таким лицом.

Важным опытом, например, французской системы организации

подготовки и отбора кадров госслужбы является обязательное

получение специализированного образования наряду с общим

образованием. Во Франции такое образование предоставляется в

Национальной административной школе.

Исторически система добычи возникла первой и применяется до сих пор, однако вектор исторического прогресса в этой сфере лежит в плоскости движения к системе заслуг.

Начиная с реформ Маколея в Великобритании

(1834 г.) мир постепенно перешел на более открытое, демократичное комплектование кадров государственной службы.

Историче ски неизбежный процесс перехода от системы добычи

к системе заслуг складывался на примере развития этого

процесса в США.

Систему добычи в США ввел президент Д. Вашингтон, а его непосредственные преемники укрепляли ее.

Доктрина президента США Джексона

в 1829 г. гласила, что «все государственные должности настолько просты, что любой человек может с ними справиться».

Каждый следующий президент в США считал своим естественным правом после победы на выборах компенсировать

затраты за счет своей близости к налогам и государственной казне. Для этого он назначал на должности государственного аппарата лиц, которым считал себя обязанным своим избранием на выборах.

Историческое развитие капитализма свободной конкуренции привело

к его перерастанию в империалистическую стадию. На этой стадии долж-

ностные лица в государственном аппарате, не обладающие должной квали-

фикацией, не могли создать контролируемые государством условия пред-

принимательства, которые способствовали бы успешному развитию частной

инициативы и успеху частного предпринимателя. На внешних рынках част-

ный предприниматель может лишь тогда добиться успеха, когда его под-

держивают грамотные действия госаппарата. Эти действия касаются уста-

новления стандартов продукции, определения политики хозяйствования,

регулирования труда, производства и обмена, наконец, правовой и физиче-

ской защиты своих предпринимателей от проникновения предпринимате-

лей других стран, обеспечения экспансии своих предпринимателей на рын-

ки других стран, поскольку успешная эксплуатация иных народов является

на империалистической стадии капитализма главным способом обогащения.

Она же в силу закона неравномерности капиталистического развития явля-

ется предпосылкой обязательного состояния войны в капиталистической си-

стеме хозяйствования. В общем, империалистическая стадия капитализма

требует наличия квалифицированного государственного аппарата, а форму-

ла президента Джонсона заслуженно терпит фиаско.

Осознание необходимости перехода от системы добычи к системе ком-

плектования, построенной на отборе наиболее способных и квалифициро-

ванных кадров претендентов на государственные должности было лишь пер-

вым шагом. Дальнейшие действия нуждались в психологическом толчке.

Таким толчком в США послужили события 1881 года, когда в США в ре-

зультате президентских выборов победил президент Д. А. Гартфилд. Счи-

тая, что в силу правил системы добычи он может свободно распоряжаться

государственными должностями и капиталами, он назначил на ряд государ-

ственных должностей своих сторонников на выборах. Однако один из таких

«своих» чиновников, Ч. Гито, оказался настолько неудовлетворенным но-

вой своей должностью, что застрелил своего патрона. Этот факт всколыхнул

общественное мнение в США, и в 1883 г. здесь быт принят закон Пэндлтона,

реформировавший всю систему комплектования кадров государства,

который, в сущности действует до сих пор. Он отверг систему добычи (spoils system), а на ее место предложил систему заслуг

(merit system).

Внешними проявлениями системы заслуг были:

• учреждение специализированного государственного органа для под-

бора кадров на госслужбу, своеобразного министерства, которое

в США получило название Комиссии гражданской службы; эта Ко-

миссия является первым в истории США независимым агентством,

которое под названием Управления кадровой службы (УКС) действу-

ет до сих пор. Устанавливалось, что никакое министерство не может

само себе подбирать кадры, минуя УКС;

• претенденты на государственные должности должны ознакомиться

с должностными требованиями, сдать письменные и другие экзамены

на соответствие государственной должности (в Англии известен при-

ем экзаменации претендента, называемый «конкурсом ножа и вилки»,

а в США – проверка работника за трапезой, «деловой ленч»);

• пригодность претендента на государственную должность определяет

конкурсная комиссия УКС;

• споры по процедуре и существу конкурсного отбора разрешаются

в специализированных административных судах и судах общего права

с возможностью любого претендента знакомиться с материалами кон-

курсного производства. В некоторых случаях такой трибунал назна-

чается ad hoc (т. е. специально для данного случая), например, 3 со-

ветника в Великобритании. В Совет по защите системы заслуг в США

(Merit System Protection Board) соответствующих лиц назначает Пре-

зидент США сроком на 7 лет;

• установлена классификация государственных должностей, постро-

енная по таким принципам, что она сама по себе является стимулом

госслужащему для повышения его квалификации и продвижения по

службе, что достигается четким разделением уровней служащих по

стажу службы, уровню оплаты труда, ограничением нахождения в

должности по сроку пребывания без продвижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: