Понятие и виды государственно-правового режима (ГПР)

ГПР - совокупность способов и методов осущ-я гос. власти. Он показывает, как функционирует власть. Три главн. вида режимов (с точки зрения права):

- демократический – осн. характеристика плюрализм, т.е. множественность (в полит. сфере – многопартийность, в эконом. – множество различ. форм собственности, человек им. все свободы);

- авторитарный – стремление к единому центру власти – концентрация власти в руках одного органа, одного лица. Авторитарный режим сковывает развитие общества, личности, государства.

- тоталитарный – гос-во контролирует всё общество, все сферы чел. жизни (экон., полит., дух. сферы).

7. Характеристика основных внутренних и внешних функций государства. Формы и методы осуществления функций. Внутренние функции государства подразделяются на эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

1. Экономическая – выражается в выработке и координации гос-вом стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ эк. развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

2. Социальная – призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.

3. Функция финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос. бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Гос-во осуществляет контроль за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами явл. прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. таможни контролируют провоз материальных ценностей через гос. границу и взимает таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г.

4. охрана правопорядка – деятельность Г, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных отношений.

5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, направленная на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

Внешние функции – основные направления деятельности на международной арене. Они призваны для установления и поддержания нормальных отношений с др. гос-вами и обеспечением обороны страны от возможной внешней агрессии. Т.о. существует 2 основные внешние функции:

1. взаимовыгодное сотрудничество с другими гос-вами – деятельность Г, направленная на развитие равноправных, экономических, политических, культурных и др. отношений, гармонично сочетающих интересы данного Г с общими интересами др. гос-в.

2. Оборона страны от внешней агрессии, охрана гос. границ – повседневное совершенствование воор. сил, повышение их боеготовности и боеспособности, укрупнение оборонной мощи страны, военное обучение запаса воор. сил.

8. Механизм (аппарат) государства. Эволюция аппарата государства. Гос. аппарат (ГА)– это система спец. гос. органов и учреждений, посредством которых осуществл. гос. управление обществом и защита его основных интересов. Под принципами организации и деятельности ГА следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Независимо от особенностей отдельных гос-в и происходящих в них изменений в организации и деятельности ГА-тов разных стран имеются общие принципы, которые в той или иной мере реализуются. 1.Принцип законности и конституционности в организации и деятельности органов государства: осуществление всех функций в строгом соответствии с действующей Конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. Это значит, что а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона. 2.Принцип высокого профессионализма и компетенции гос. органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в интересах населения страны. Этот принцип означает использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность явл. основной профессией, т.к. в противном случае возможны негативные последствия. 3.Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях ГА. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями соц.-экономических, полит. и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос. органов, направленных на удовлетворение интересов личности. 4.Принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. 5.Принцип гласности и открытости и тайны – безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности ГА, когда без второго просто не обойтись. Что касается принципа гласности, то можно привести следующий пример: право граждан на основе общенародного голосования (референдума) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов Г. 6.Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан Г, их религиозные воззрения, особенности нац. культуры и т.д. 7.В федеративных (союзных) гос-вах важное значение имеет принцип субординации и четкого взаимодействия между общефедеральными органами (центром) и гос. властью членов федерации. Кроме вышеперечисленных можно назвать еще принципы: Территориальности - каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории. Иерархичности - органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации. Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять. Выборности и назначаемости - в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату. Коллегиальности и единоличия - в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало.

9. Понятие, определение и признаки права. Право – это система общеобязательных формально определенных норм (правил поведения), установленных и санкционированных государством. Все существующие и ныне существовавшие подходы к пониманию права можно разделить на 3 вида:

1. естественно-правовой подход (происходит от теории естественного права. В основе данного подхода находится теория естественного права, которое основывается на идеи естественных, т.е. принадлежащих по самой природе человеку прав. Право на жизнь, право на свободу, на стремление к счастью, на безопасность и т.п. Эти права принадлежат человеку от рождения, не даются государством, т.е. прирожденные, неотьемлимые. Дело государства записать эти права в законах и соблюдать их. Наибольшего рассвета теория достигла в новое время – эпоху утверждения буржуазного сторя).

2. нормативный (право-это совокупность или система норм, установленных или санкционированных государством и охраняемых им. Право – это то, что записано в законах и иных НПА. Между реальной практикой и письменным текстом имеется расхождения. Так начал складываться 3-й подход.)

3. социологический (право следует искать в правоприменительной практике, т.е. в деятельности судебных учреждений, должностных лиц. Данный подход активно развивался в странах, где значима роль судебных органов-США, Великобритания).

Право – наиболее эффективный регулятор отношений людей или общественных отношений. Т.о., право представляет собой множество норм, правил, регулирующих общественные отношения и поддерживаемые, охраняемые государством.

Признаки права:

1. общеобязательность

2. формальная определенность – в праве четко формулируются права и обязанности участников общественных отношений

3. право состоит из норм – нормативность права.

4. право характеризуется системностью, т.е. действует при помощи множества норм, связанных друг с другом.

5. право защищается и обеспечивается государственным принуждением.

Различают объективное право (ОП) и субъективное право (СП).

ОП – действующее в каждом гос-ве право, состоящее из норм-правовых предписаний. Объективное – потому, что с ним можно познакомиться, прочесть законы. Они имеют письменную форму, зафиксированы.

СП – это мера возможного поведения субъекта права, урегулированная ОП.

Структура СП:

1. право на собственные активные действия или же бездействия

2. право требование – элемент права, который обращен к другим лицам

3. право на защиту

СП следует отличать от юридической обязанности – мера должного поведения субъекта права. Мера имеет свою структуру:

1. обязанность активного поведения (возложение обязанности совершать активные действия – наниматель обязан выплачивать денежные средства в установленный срок),

2. обязанность пассивного поведения (обязанность воздерживаться от определенных действия – работник не должен покидать место работы раньше времени),

3. обязанность претерпевания негативных последствий своего поведения (нарушение ПДД).

10. Функции права: понятие, виды. – это основные направления правового воздействия на общественные отношения и поведения людей. Различают общесоциальную и специально-юридическую функции.

ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ – основные направления правового воздействия на различные сферы общественной жизни – политику, экономику, духовн. отношения и др. Разделяется на 1)экономическую (производственные отн-я, закрепление форм собств-ти); 2)политическую (правовое обеспечение деятельн. субъектов полит. системы); 3)воспитательную (педагогическое воздействие на общество)

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ - правовое регулирование общественных отношений. Разделяется на:

1) регулятивную регулятивно-статическую (выражается в определении правового статуса различных субъектов права, определении границ прав и свобод), регулятивно-динамическая (определяет будущее поведение людей с помощью обязывающих норм – воинский долг, уплата налогов)

2) охранительная (осуществляется органами государства, принимающего властные решения, обеспечиваемые государственным принуждением – родители обязаны заботиться о здоровье и воспитании несовершеннолетних детей)

3) оценочная (позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: