Методы их изучения

Группа –совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков.

Детский коллектив –группа детей, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой д-ти.

Этапы становления коллектива по Макаренко:

Становление (формальное объединение детей): выдвижение цели, формирование близких и дальних перспектив, выделение актива; требования ставит учитель (Лутошкин «горсть песка»).

Стабилизация: самоуправление под руководством актива, наличие средних и дальних перспектив; требования выдвигает актив; педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной де-ти, наладить общение («мягкая глина»).

Расцвет (гармоничное сочетание подчинения и руководства): выработано общественное мнение, отношения взаимной ответственности; все члены коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной д-ти, переживают за успехи и неудачи коллектива («мерцающий маяк»).

Высшая стадия: полное самоуправление, общие ценности и нормы, традиции, требования предъявляет каждый себе («горящий факел» или «алый парус»).

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода:

1.в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;

2.деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Лидерство в классном коллективе. в классном коллективе могут быть 2 лидера формальный и неформальный. Формальный (назначенный)чаще всего выполняет роль старосты. Неформальный лидер выбирается большинством и имеет большее влияние на группу, чем формальный.

Совокупность статусов всех членов группы задает статусную иерархию, в которой выделяются:

1.социометрические «звезды»;

2.высокостатусные,

3.среднестатусные и

4.низкостатусные,

5.изолированные;

6. пренебрегаемые;

7.отверженные ("изгои").

Стадии развития коллектива в целом и входящих в него первичных коллективов могут и не совпадать, в следствии чего возникают противоречия в коллективе.

Виды противоречий. Противоречия могут возникнуть 1. между коллективом и отдельными детьми или группами детей, опережающими или отстающими в своем развитии от требований коллектива; 2. между перспективами, стоящими перед коллективом, и отдельными его членами, 3. между нормами, установившимися в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах 4. между группами детей с различными ценностными ориентациями.

Разрешение этих конфликтов зависит от зрелости ученического коллектива и педагогического мастерства учителей.

Конкуренция- это борьба, соперничество в какой-либо области. При грамотном подходе педагога, конкуренция в детском коллективе становится одним из самых главных развивающих и стимулирующих аспектов. Наряду с конкуренцией выделяют групповую кооперацию.

Кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества в детском коллективе. Именно кооперация является важным условием для взаимоотношений в коллективе.

Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве. С приходом в школу происходит стремление к коллективизму снижается из-за новизны коллектива и новой ведущей д-ти – учебной д-ти.

В средней школе у детей формируется чувство «мы - общность», «мы - коллектив». Учитывая особенности подростка к единению со сверстниками, сочетаемое с независимостью, педагог занимает позицию косвенного влияния на характер коллективных связей и отношений, побуждая школьников проявлять инициативу и творчество.

Учитывая эти особенности, педагог создает условия для широкого и многогранного проявления самостоятельности, самоорганизации и инициативности классного коллектива. В таком коллективе неповторимая личность подростка раскрывается в обстановке творческой самореализации.

Таким образом можно сделать вывод что, каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации.

Совместная д-ть как условие развития коллектива. Для того чтобы коллектив дошел до высшей степени своего развития необходимо чтобы все члены группы принимали участие в совместной д-ти. Это могут быть КТД, экскурсии, походы и т.д.

Методы изучения коллектива. Наиболее популярными в исследовании коллектива является социометрия и рефернтометрия.

Социометрия-метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено

Референтометрия — методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой — тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична.

Методы изучения коллектива: 1) социометрический: методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

2) референтометрический: метод выявления структуры взаимодействия людей с позиции уважения или неуважения, влияния или не значимости мнения члена группы для остальных ее членов.

3) изучения мотивационного ядра межличностных выборов.

4) изучения сплоченности коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: