Специфика работы педагога-психолога с детьми «группы риска»

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».

Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалиастов

К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением, леворукие дети, одаренные дети и многие другие.

Поведение детей «группы риска», часто характеризуется как отклоняющееся. Отклоняющееся (девиантное) поведение —поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Основные виды отклоняющегося поведения личности (по Е.В.Змановской):

1. Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

2. Зависимое (аддиктивное) поведение- это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. Часто аддиктивное поведение характеризуют по объекту зависимости:

— химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

— нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

— игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

— религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

3. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

— собственно суицидальные действия;

— суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Суициды делятся на три основные группы:

- Истинный суицид. Направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

- Демонстративный суицид. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

- Скрытый суицид (косвенное самоубийство). Вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

4. Агрессивное поведение (деструктивное) - форма социального поведения, включает закономерное прямое или опосредованное взаимодействие м/у людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Ведущие признаки агрессивного поведения:

- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

- тенденция к разрушению;

- направленность на причинение вреда окружающим людям;

- склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Виды агрессивных проявлений:

1) физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта;

2) вербальная агрессия. - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3) прямая агрессия. - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта;

4) косвенная агрессия. - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

5) инструментальная агрессия., являющаяся средством достижения к.-л. цели;

6) враждебная агрессия. - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия - агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

8) альтруистическая агрессия., имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессия - как состояние психологической защиты личности в процессе социализации выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе и т.п.). Изощренную жестокость проявляют также жертвы гиперопеки; избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки, жестокость для них своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящие в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ни могут объяснить.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным. Также одной из причин агрессивного поведения в подростковом возрасте является гармональная перестройка организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: