Методы управленческой деятельности и принципы их реализации

Функции менеджмента реализуются с помощью определенных методов:

- организационных;

- административных;

- экономических;

- социально-психологических.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации. При их посредстве организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и пространстве; ее деятельность нормируется, регламентируется и обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях.

Административные методы или методы властной мотивации ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения.

Экономические методы в отличие от административных предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые в отличие от предыдущего случая являются не просто заслуженными, а заработанными.

Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности.

С одной стороны они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между членами, изменение роли руководителя (последний из «диктатора» превращается в «отца семейства»), а с другой стороны – на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а следовательно – к повышению ее эффективности.

Методы управления реализуются в соответствии с определенными принципами.

Принципы управления - правила, нормы управленческой деятельности. Они являются одним из элементов системы управления и потому, как и вся система, являются динамичной категорией. Они развиваются, как обобщение эффективной практики управления в конкретных условиях. Существует непосредственная взаимосвязь между целями управления и принципами управления, т.к. принципы управления являются одним из средств достижения цели. В современных принципах управления главное внимание уделяется социальному аспекту управления в связи с возрастанием роли человеческого фактора. Концепция принципов управления исходит из того, что менеджмент направлен на человека. На то, чтобы сделать людей способными к совместным действиям, сделать их усилия более эффективными. Менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям. Этика в бизнесе объявляется "золотым правилом" менеджмента. Принципы управления указаны в законе Украины "О предприятиях в Украине".

Принципы менеджмента:

1. Принцип государственной законности системы менеджмента фирмы.

2. Принцип внутренне правовой регламентации создания, функционирования и развития фирмы.

3. Принцип единства теории и практики управления.

4. Принцип найма руководителя.

5. Принцип унификации документов системы управления.

6. Принцип специализации процессов управления.

7. Принцип органической целостности субъекта и объекта управления.

8. Принцип много вариантности управленческих решений.

9. Принцип устойчивости по отношению к внешней среде.

10. Принцип мобильности процесса управления.

11. Принцип автоматизации управления.

12. Принцип развития системы менеджмента.


Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента. Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией:

  1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
  2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
  3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

ОРГАНИЗАЦИЯ – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Формальные и неформальные организации. Приведенное выше определение справедливо для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.

  1. Преобразование ресурсов (человеческие ресурсы, капитал, материалы, технология, информация).
  2. Зависимость от внешней среды.
  3. Горизонтальное разделение труда (разделение всей работы на составляющие компоненты).
  4. Подразделения (сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добиваются специфических конкретных целей). Такие подразделения часто называются отделами или службами и т.д.
  5. Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организациях разделена на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Вертикальное разделение труда - отделение работы по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
  6. Уровни управления.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: