Принципы аудиторской деятельности

при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими принципами.

Независимость — принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц.

Честность — принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность — принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Добросовестность — принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Профессиональное поведение — принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Кроме того, аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства.

Роль аудита в развитии финансового контроля в условиях рыночной экономики. Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

До начала рыночных реформ система контроля предусматривала только три основных метода контрольной деятельности: 1) ревизию; 2) проверку; 3) бухгалтерскую экспертизу. Рыночная экономика в период перехода к ней не только трансформировала ранее существовавшие способы, но и породила новые методы финансово-хозяйственного контроля, не используемые ранее аудит и налоговую проверку. При этом ранее существовавшие методы и способы контрольной деятельности постепенно утрачивают свою актуальность.

Финансовый контроль, осуществляемый в целях обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля.

В научных работах, посвященных проблемам финансового контроля, имеют место исследования, связанные с осуществлением сравнительного анализа существующих методов контрольно-финансовой деятельности. Обобщенные результаты данных сопоставлений представлены в таблице, где анализ проведен по 15 критериям (табл. 1).

При проведении сравнительного анализа рассматриваемых методов контроля нельзя не остановиться на имеющихся сходствах, каковыми являются:

- единообразие при использовании источников информации;

- используемые методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры;

- обоснование выводов на документально достоверных доказательствах;

- конкретность и общая база в определении размеров убытков и недостач;

- итоговые документы являются источником доказательств;

- контролирующие сотрудники должны быть квалифицированными специалистами в области бухгалтерского и налогового учета, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

Тем не менее, как видно из результатов исследования, все методы имеют свои цели, объекты и задачи контроля. Так, аудиторская или налоговая проверка, ревизия представляют собой реализацию контрольных функций уполномоченными органами, а бухгалтерская экспертиза носит процессуально-правовой характер.

Кроме того, интересны различия в подходах к выявленным недостаткам и нарушениям. Аудиторская проверка, так же, как и документальная ревизия, призвана не только вскрывать, но и помогать устранять выявленные несоответствия, вносить свои предложения. В свою очередь, налоговая проверка и бухгалтерская экспертиза не имеют таких полномочий и направлены на фиксацию нарушений в своих итоговых документах.


Таблица 1

Сравнительный анализ методов контроля

Критерий сравнения Метод контроля
Бухгалтерская экспертиза Аудиторская проверка Документальная ревизия Налоговая проверка
         
Цели контроля Разрешение вопросов, поставленных перед экспертом-бухгалтером, следователем или судом Выражение мнения по поводу достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Выявление недостатков и нарушений в целях их устранения и наказания виновных Установление соответствия фактов совершения тех или иных хозяйственных операций действующему законодательству
Вид деятельности Процессуальная деятельность Предпринимательс-кая деятельность Исполнительская деятельность, выпол нение распоряжения Исполнительская деятельность, выполнение распоряжения
Основа взаимоот-ношений с контроли-руемым Принудительное осуществление в соответствии с решением правоохранитель-ных органов Добровольное осуществление на основании договора, заключенного с клиентом, или по решению судебных органов Принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов Принудительное осуществление по распоряжению руководства налогового органа
Управленчес-кие связи Вертикальные связи, назначение, отчет перед правоохранитель-ными или судебными органами Горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношени-ях с клиентом, отчет перед ним Вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим или правоохранитель-ным органом об исполнении Вертикальные связи, назначение, отчет перед руководством налогового или правоохранитель-ного органа
Порядок оплаты услуг Платит государственный орган Платит клиент или госу дарственный орган с по следующим взысканием с клиента Платит вышестоящий или государственный орган Платит государствен ный налоговый орган
Практические задачи Подтверждение (неподтвержде-ние) факта совершенных экономических правонарушений, сбор и представление доказательств Улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), оказание помощи и консультирование клиента Сохранение активов, выявление и пресечение недостатков и нарушений, внесение предложений Реализация контрольных функций налоговыми органами по проверке налогового за конодательства

Продолжение табл. 1

         
Ответствен-ность Перед правоохрани-тельными органами Перед клиентом и правоохранитель-ными органами Перед вышестоящей организацией и правоохрани-тельными органами Перед руководством налогового органа и правоохранитель-ными органами
Порядок получения информации Исследование материалов дела, представленных праовохранитель-ными органами Ознакомление с бухгал терскими документами, представленными клиентом Ревизия учетной и отчетной документации проверяемого субъекта Проверка учетной и отчетной документации налогоплательщи-ка
Нормативная регламента-ция Процессуальное законодательство. ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудиторские стандарты Подзаконные акты, ведомственные положения и инструкции Налоговое законодательство, методические рекомендации ФНС
Место проведения В расположении правоохранитель-ных органов или в экспертном учреждении По месту нахождения проверяемого клиента По месту нахождения проверяемого субъкта По месту нахождения налогоплатель-щика или налогового органа
Оформление результатов Заключение бухгалтерской экспертизы Аудиторское заключение Акт документальной ревизии Акт налоговой проверки
Основание для назначения Обстоятельства дела, для оценки которых необходимо заключение эксперта-бухгалтера Требования законодательства, пользователей отчетности План ревизионной работы или сведения, полученные при расследовании (судебном рассмотрении) План проведения налоговых проверок
Основание для проведения Постановление следователя или определение суда Договор на оказание аудиторских услуг Приказ руководителя организации или контрольной орган Приказ (распоряжение) руководителя налогового органа
Факторы, определяю-щие объекты их работы Вопросы следователя или суда Условия договора на оказание аудиторских услуг По усмотрению руководителя учреждения, назначившего ревизию. Задание органов следствия и суда Методические рекомендации по проведению налоговой проверки, задание руководителя налогового органа
Методы исследования Только экспертные методы или методы документальной проверки Используются методы документальной проверки и часть методов фактической проверки Методы документальной и фактической проверки без ограничений Методы документальной и фактической проверки без ограничений

Продолжение табл. 1

         
Объекты исследо вания Только материалы дела. Эксперт не вправе обращаться к документам, находящимся в организации Бухгалтерские документы, регистры, материалы инвентаризаций и периодической отчетности, данные оперативного учета Бухгалтерские документы, материалы инвентаризаций и периодической отчетности, данные оперативного учета, черновые и личные записи материально-ответственных и других должностных лиц Бухгалтерские документы, регистры, материалы инвентаризаций и периодической отчетности, данные оперативного учета

В настоящее время финансовый контроль в РФ в зависимости от способа организации и осуществления по отношению к проверяемому субъекту подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами, внутренний — структурными подразделениями самого контролируемого субъекта.

Внешний государственный финансовый контроль, во-первых, позволяет оценить объективность представляемой исполнительной властью информации об итогах исполнения бюджета, достоверность прогноза макроэкономических параметров социально-экономического развития страны и реалистичность бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год, своевременность и полноту исполнения бюджетных назначений. Во-вторых, качество получаемой информации оказывает непосредственное влияние на последствия решений, принимаемых на ее основе законодательной властью в виде законодательных и других нормативных правовых актов. Поэтому в демократических государствах возникает острая общественная необходимость в услугах независимых от исполнительной власти органов государственного финансового контроля, устанавливающих достоверность отчетной или прогнозируемой финансово-экономической информации, степень исполнения бюджетных назначений.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, муниципальных гарантий и др. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными и финансовыми органами местного самоуправления.

Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются:

возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению;

неполный возврат (невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджет РФ;

отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.

В свою очередь, аудиторская проверка — одно из самых перспективных направлений финансового контроля.

Аудиторы осуществляют независимый финансовый контроль в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, а именно аудиторской деятельности, а поскольку экономические и финансовые сферы, в которых осуществляется этот вид контрольной деятельности, тесно взаимосвязаны с другими видами финансового контроля, существует проблема организации взаимодействия аудита с государственным финансовым контролем.

У государственного финансового контроля и аудита разные объекты и задачи. Вместе с тем у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель — укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного контроля являются в основном централизованные финансы, аудита — преимущественно децентрализованные финансы.

Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские организации отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач. Государство является собственником и управляет значительными финансовыми средствами, имущественными комплексами и иным имуществом. При этом исполнение многих общественных функций государство осуществляет, используя предпринимательские структуры.

Актуальной становится необходимость еще большего развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного финансового контроля, которое поможет более плодотворно развиваться российскому аудиту и повышать эффективность функционирования обеих систем. И в этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе расширяющейся независимости аудита и контрольных органов, все более широкого внедрения и укрепления в практике аудита эффективности.

Выводы:

Таким образом, аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. Экономическая обусловленность аудита объясняется возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, так как показатели финансовой отчетности используются для принятия управленческих решений.

В основу общей классификации аудита могут быть положены следующие признаки: статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, периодичность осуществления. В зависимости от поставленных целей аудиторские проверки различаются по содержанию изучаемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой для аудита информации.

при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими принципами: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение; проявление профессионального скептицизма.

В настоящее время финансовый контроль в РФ в зависимости от способа организации и осуществления по отношению к проверяемому субъекту подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами, внутренний — структурными подразделениями самого контролируемого субъекта.

Внешний государственный финансовый контроль, во-первых, позволяет оценить объективность представляемой исполнительной властью информации об итогах исполнения бюджета, достоверность прогноза макроэкономических параметров социально-экономического развития страны и реалистичность бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год, своевременность и полноту исполнения бюджетных назначений. Во-вторых, качество получаемой информации оказывает непосредственное влияние на последствия решений, принимаемых на ее основе законодательной властью в виде законодательных и других нормативных правовых актов. Поэтому в демократических государствах возникает острая общественная необходимость в услугах независимых от исполнительной власти органов государственного финансового контроля, устанавливающих достоверность отчетной или прогнозируемой финансово-экономической информации, степень исполнения бюджетных назначений.

Основными недостатками действующих подсистем государственного контроля являются:

возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению;

неполный возврат (невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджет РФ;

отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.

В свою очередь, аудиторская проверка — одно из самых перспективных направлений финансового контроля.

Аудиторы осуществляют независимый финансовый контроль в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, а именно аудиторской деятельности, а поскольку экономические и финансовые сферы, в которых осуществляется этот вид контрольной деятельности, тесно взаимосвязаны с другими видами финансового контроля, существует проблема организации взаимодействия аудита с государственным финансовым контролем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы история и основные этапы развития аудита?

2. Почему возникла необходимость в проведении аудита?

3. Каковы цели и задачи аудита?

4. На какие этапы можно разделить проведение аудита?

5. Как можно классифицировать виды аудита в зависимости от различных целей и обстоятельств?

6. Каковы место и роль аудита в системе финансово-экономического контроля?

7. Назовите общие черты и различия аудита и ревизии?

8. В чем состоит отличие судебно-бухгалтерской экспертизы от аудита?

9. Какие принципы положены в основу аудиторской деятельности?

10. Какие виды услуг являются сопутствующими аудиту?

Ссылки на номера источников из списка рекомендуемых источников

1, 2, 3, 4, 5, 9, 12, 14, 17, 18, 21, 22, 25, 26.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: