Для количественной характеристики стабильности ТЭС используются реализуемые показатели качества автомобиля и парка.
1. Реализуемый показатель качества автомобиля - среднее значение опреде
ленного показателя за заданную наработку (г или /):
Например, реализуемый показатель качества "пробег за рабочий день автомобиля-такси" (см. табл. 3.2), определяющий размер выручки, при общей наработке с начала эксплуатации 150 тыс. км составляет /7К(150) = 86%, т.е. по сравнению с автомобилем, имеющим наработку до 50 тыс. км (100%), снижается на 14%. При увеличении общей наработки до 350 тыс. км этот показатель еще ниже:
Обобщающим показателем качества является изменение рыночной цены по мере старения изделия. Например, средняя рыночная цена автомобилей ВАЗ по сравнению с новым автомобилем (100%) составляет по годам с начала эксплуатации: 2-й год - 88%; 4-й - 74%; 6-й - 61%; 8-й - 53%; 10-й - 44%; 12-й - 37%; 14-й -32%. Этот показатель используется при определении момента замены автомобиля на новый или подержанный, но имеющий меньшую наработку с начала эксплуатации.
Таким образом, можно управлять реализуемым показателем качества автомобиля в эксплуатации, приобретая автомобили с более высокими начальными значениями показателей качества (см. рис.3.2,а), более стабильными в эксплуатации (см. рис. 3.2,6) и изменяя сроки их службы (см. рис. 3.2,в).
2. Реализуемый показатель качества парка. В реальном автомобильном парке
одновременно могут находиться автомобили одной модели, но разной наработки
(пробега, возраста) с начала эксплуатации.
Под возрастной структурой парка понимается количественное или процентное распределение автомобильного парка по имеющимся возрастным группам (рис. 3.4). Удельный вес автомобилей данной возрастной группы j в парке в момент времени / (например, в 2001 г.)
где А, - размер парка в момент времени /', являющийся календарным временем существования данного парка, Ау - количество автомобилей у-й возрастной
Если количество автомобилей в разных возрастных группах неодинаково (см. рис. 3.4), то следует определять реализуемый показатель качества парка
т.е. сумму произведений показателя качества автомобиля /7К7 в каждой возрастной группе j и удельного веса этой возрастной группы парка аХ} в конкретный кален-
зависимости от соотношения размера поставок и списания (или продажи) автомобилей. В результате могут меняться и реализуемые показатели парка.
При внутрихозяйственном учете возрастной структуры парка и определении реализуемых показателей качества рекомендуется применять интервал возрастных групп At в 1 год, а для интенсивно используемых (международные и междугородные перевозки)и дорогостоящих автомобилей (автопоезда, городские автобусы большой вместимости, карьерные самосвалы особо большой грузоподъемности) - 3-6 мес.