Применение новых информационных технологий является важнейшей предпосылкой развития и совершенствования систем управления качеством технической эксплуатации и сервиса. Станет возможным переход от отдельных фрагментов таких систем (учет наработки на отказ, простоев в ремонте, расхода запасных частей и материалов) или фиксации уровня качества и его несоответствия имеющимся требованиям к предотвращению некачественного выполнения услуг, т.е. к формированию и применению системы управления качеством предоставления и выполнения сервисных услуг, основанной на международных (МС МСО 9004.2) и российских (ГОСТ 40900) стандартах.
Согласно данным международной организации по стандартизации (ИСО) отмечается пять уровней (причин) появления несоответствия качества услуг (продукции) требованиям потребителей.
Первый уровень. Уровень управления рабочим местом. Плохое исполнение персоналом своих обязанностей: непрофессионализм, пренебрежение к документации и т.п. Эффективным методом повышения качества на этом уровне является введение экономически обоснованных мотиваций.
|
|
Второй уровень. Уровень управления бригадой, цехом, участком. Плохая организация работы в бригаде, цехе, на участке, неоснащенность рабочих мест, отсутствие нужного мерительного инструмента, оснастки, статистических методов
управления. Повышение качества на этом уровне осуществляется путем разработки и осуществления организационно-технической программы.
Третий уровень. Уровень управления производством и предприятием в целом. Плохое взаимодействие между подразделениями, участками, низкая производственная дисциплина, плохая работа ОТК, нестабильность рабочих процессов, отсутствие в системе применения статистических методов и в целом системы качества. Эффективным методом повышения качества на этом уровне является пересмотр и переработка системы управления качеством продукции с привлечением соответствующих квалифицированных специалистов, применение внутреннего хозрасчета, улучшение или перестройка производственных взаимоотношений между участками, цехами, бригадами.
Четвертый уровень. Уровень конструктор-технолог-ОТК-производственник проявляется в некорректных взаимных требованиях к качеству продукции (услуг) и называется "ложным несоответствием". Решение проблемы должно осуществляться за счет делового взаимопонимания.
Пятый уровень. Уровень взаимоотношений с поставщиками. Низкое качество поставок: несоблюдение контрактов, технических условий и другой нормативной документации, отсутствие резервных поставщиков и т.п. Решение проблемы - повышение требований к поставщикам путем совершенствования системы управления качеством поставляемой продукции, использование стандартов на статистический приемочный контроль и ужесточение экономических санкций.
|
|
ИСО рекомендует поэтапное совершенствование качества (приложение 11).
Для ИТС автотранспортных и сервисных предприятий управление качеством ТО и ремонта будет обеспечиваться:
• применением научно обоснованных методов и процедур принятия и реализации управляющих решений (см. гл. 6, 9, 14, 15);
• разработкой и реализацией многоуровневой системы целевых нормативов (см. гл. 9), выполнение которых может служить обобщающим показателем качества функционирования конкретных исполнителей, бригад, участков, цехов и ИТС в целом;
• определением понятия качества работы конкретного исполнителя, которое должно характеризоваться, прежде всего, соблюдением технологии, выполнением назначенной работы точно в срок и обеспечивать заданные целевые нормативы простоя автомобилей на ТО и в ремонте (см. гл. 9) и гарантированную наработку после ТО и ремонта;
• наличием, доступностью оперативной индивидуальной (автомобиль, исполнитель) информации и ее использованием при управлении производством и оценке его эффективности;
• разработкой и применением объективных нормативов ТО и ремонта, их корректированием с учетом условий эксплуатации автомобилей (см. гл. 5, 7, 8);
• рациональным технологическим и нормативным обеспечением производственных процессов, включающим обеспечение рабочего места;
• повышением квалификации персонала, совершенствованием методов его отбора, повышением престижа профессии работников ИТС;
• совершенствованием методов контроля качества (используемые материалы и запасные части, текущий производственный и выходной контроль);
• материальной и моральной заинтересованностью персонала в качестве выполняемых работ, ответственностью за конечные результаты (отказы, простои, рекламации, потеря клиентуры).
Согласно разработкам ОАО "АвтоВАЗтехобслуживание" при оценке качества функционирования предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей их целесообразно рассматривать в виде четырех последователно связан-
ных подсистем: административно-управленческий персонал (АУП), подчиненный директору; инженерно-технический персонал (ИТР), руководимый главным инженером; производственный персонал основного производства (ОП), руководимый начальниками цехов и участков; механизм стимулирования (МС), включающий мотивацию (материальное стимулирование, психологический климат, страхование здоровья), обучение и обеспечение нормативно-технологической документацией и литературой.
Внутри подсистемы связи между подразделениями и специалистами могут быть последовательными, параллельными и смешанными, а связи между подсистемами -последовательными. Используя соответствующие формулы (см. гл. 3), можно определить вероятность выполнения предприятием принятых целевых нормативов качества (см. гл. 9) и вклад каждого подразделения и исполнителя. Например, по данным АвтоВАЗтехобслуживания, вклад основных подсистем в повышение качества гарантийного ремонта и выполнения сервисных услуг составляет: АУП -10; ИТР - 15; ОП - 65; С - 10%.
Оценка качества работы этих предприятий должна проводиться на основе структурно-производственного синтеза принятия и реализации управленческих решений.
Строится структурная схема предприятия, характеризующая связи органов управления, цехов, участков и др., оценивается вероятность принятия и реализации правильных решений или риск принятия ошибочных решений каждым подразделением, а при необходимости и наличии информации - исполнителем.
|
|
В системе управления качеством ТО и ремонта важным является сокращение промежутка времени между выполнением работы и стимулированием исполнителя (исполнителей) за ее качественное проведение, т.е. принцип оперативности.
Предварительно оценить качество проведения конкретной работы можно несколькими способами:
• контролем конструктивных и диагностических параметров (см. гл. 2) техни
ческого состояния (зазоры, люфты, размеры, уровни, тормозной путь, расход
топлива, состав отработавших газов и т.д.);
• внешним осмотром автомобиля, агрегата (качество мойки, уборки, окраски).
Однако достоверно убедиться в качестве выполненных работ, особенно регламентных, можно только по конечному результату, т.е. фактическому ресурсу или наработке до отказа обслуженного или отремонтированного объекта. Но для этого может потребоваться, особенно при качественном выполнении работы, большая наработка автомобиля (месяцы, тысячи километров).
Длительное откладывание стимулирования снижает его эффективность, так как теряется причинно-следственная связь: конкретно выполненная работа -эффект - стимулирование (или санкции).
Одним из способов сокращения этого промежутка времени является разработанный МАДИ метод предварительной оперативной оценки качества ТО и ремонта по прогнозируемой наработке до отказа с учетом вида закона распределения.
Суть этого метода состоит в оценке вероятности безотказной работы изделия Р(Г) и средней ожидаемой наработке до отказа х по ограниченному числу отказов, зафиксированных в течение так называемого оценочного периода /оц (рис. 29.5), т.е. рассматривается усеченная справа выборка.
Достоверность и точность прогнозирования показателей качества растет с увеличением продолжительности оценочного периода /оц (рис. 29.6). При этом незначительное увеличение погрешности 5 в оценке х агрегатов дает возможность повысить достоверность прогнозирования. Увеличение числа ремонтируемых агрегатов также увеличивает достоверность прогноза. С увеличением /оц снижается
|
|
где Т — время, сут., прошедшее с момента возникновения события до момента анализа сохранившейся информации о нем; Г3 - среднее время сохранения (запоминания) информации в памяти рабочего, сут.
На Ри большое влияние оказывает степень у фиксации информации о выполненных ремонтах в учетной документации предприятий (см. рис. 29.6).
Необходимо отметить, что на вероятность сохранения информации о выполненных ремонтах существенное влияние оказывает количество отремонтированных агрегатов, т.е. программа, а также квалификация рабочих, их возраст и стаж работы, образование и другие факторы.
Продолжительность оценочного периода можно оптимизировать, что позволит обеспечить, с одной стороны, заданную точность и достоверность прогнозирования среднего ресурса, а с другой - оперативность управления качеством ремонта агрегатов на участках и постах предприятия.
Критерием оптимизации оценочного периода /оц является минимизация вероятностей возникновения погрешностей в этот период, с одной стороны, при прогнозировании на /оц среднего ресурса и, с другой - при оценке ремонтными
рабочими технологических воздействий в процессе проведения работ на оценочном периоде. При этом вероятность погрешности прогноза для ресурса агрегатов
где Р - доверительная вероятность прогноза ресурса агрегатов после ремонта при относительной ошибке 5 на /оц.
Вероятность потери информации о ремонтах рабочими на /оц для осуществления корректирования технологических воздействий в процессе проведения работ
где А0бщ - суммарная погрешность при прогнозе среднего ресурса агрегатов и оценке ремонтными рабочими технологических воздействий в процессе выполнения работ.
Разработанная модель позволяет определить оптимальный оценочный период
/оц. Для учета влияния срока службы (пробега с начала эксплуатации) на наработку
после ремонтов на АТП агрегаты автомобилей объединяются в отдельные группы - "категории ремонта". Поэтому по разным категориям ремонта определяются оптимальные оценочные периоды, а затем - средневзвешенный оценочный период, который, как показывает практика, для большинства агрегатов, механизмов и узлов современных автомобилей составляет 3-4 мес.
Для оперативной оценки качества ремонта, прямого начисления оплаты и материального стимулирования ремонтных рабочих по конечным результатам труда может использоваться стоимостная матрица оценка качества ремонтных работ.
Основанием для построения стоимостной таблицы являются сложившийся
уровень затрат на оплату труда рабочих С^, суммарная наработка агрегатов после
у
ремонта L и фактическая вероятность безотказной работы агрегатов после
ремонта. Эти данные получаются за определенный период работы (например, год), по каждой модели автомобиля и каждой категории ремонта (новые автомобили, первый, второй, третий ремонт).
Пример построения стоимостной матрицы (в расчетных единицах - р.е.) для двигателя 2-й категории (после второго ремонта на АТП) для автобуса особо большого класса приведен в табл. 29.6.
Для получения средней оплаты за у'-й ремонт (строка 3) надо определить оперативные удельные затраты Суд, которые составляют 0,75% фактических удельных затрат на ремонт.
Вероятность безотказной работы и величины оплат за месяц работы агрегата определяются на трехмесячном оценочном периоде.
Размер оплаты труда ремонтника за месяц работы отремонтированного им двигателя приведен в строках 7, 8 и 9. И он должен возрастать по мере увеличения наработки двигателя после ремонта. При неизменном качестве труда рабочий за ремонт двигателя 2-й категории получит 199,5 р.е. как средневзвешенное по вероятностям безотказной работы и средней оплаты за месяц безотказной работы агрегата: 0,96 • 70 + 0,73 90 + 0,51 129,6 = = 199,5 р.е. Если двигатель проработает безотказно 3 мес. - ремонтник получает 289,6 р.е. Если двигатель выбраковывается раньше трех оценочных месяцев работы не по вине рабочего - последний получит среднюю оплату, т.е. 199,5 р.е.
Стоимостные матрицы могут строиться не только для участковых, но и для постовых работ.
Таким образом, стоимостная матрица позволяет оценивать качество выполненных работ индивидуально по исполнителям и оплачивать личный вклад ремонтников в конечные результаты, а следовательно, управлять процессом ремонта агрегатов и узлов автомобилей.
Применительно к сервисной системе дополнительно к качеству выполнения тех или иных работ и услуг появляется понятие качества обслуживания клиента (заказчика), которое включает
• своевременную и достоверную информацию и рекламу о составе, стоимости и особенностях выполнения услуг;
• доступность получения услуг (удобное время);
• гарантии качества;
• выполнение требований или заказа точно в срок;
• информацию об изменении состава и стоимости работ и согласие на это клиента;
• предоставление клиенту отчета о фактическом содержании выполненных работ;
• предоставление клиенту во время выполнения заказа дополнительных услуг (размещение, отдых, питание, связь, развлечения, покупки, транспортные услуги и т.п.);
• льготное обслуживание постоянной клиентуры (скидки, удобное для клиента время обслуживания, дополнительные услуги и т.п.).