Уровень экономической активности населения и уровень занятости

(в процентах)

  Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения соответствующей возрастной группы) Уровень занятости (занятое население к численности населения соответствующей возрастной группы)
в возрасте 15-72 года в трудоспособном возрасте1) в возрасте 15-72 года в трудоспособном возрасте1)
Всего        
  65,1 78,2 58,7 70,4
  66,2 76,9 61,5 71,3
  68,3 79,1 63,8 73,7
Мужчины        
  71,3 80,9 64,1 72,7
  71,4 79,3 66,1 73,3
  74,4 82,0 69,2 76,1
Женщины        
  59,5 75,4 53,8 68,1
  61,6 74,4 57,5 69,3
  62,9 76,0 59,0 71,0

Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает различные компоненты, характеризующие те или иные стороны трудовых ресурсов. Рассмотрим ее составляющие.

Рис. Структура трудовых ресурсов

Структура трудовых ресурсов по полу имеет важное значение для формирования эффективной структуры занятости по сферам приложения труда в профессионально-отраслевом и территориальном разрезах и определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства и тд. Она различается по территории страны и сферам занятости.

Прежде всего отметим, что в составе трудовых ресурсов России удельный вес мужчин больше, чем женщин. Это связано с тем, что трудоспособный возраст у мужчин на 5 лет выше. Однако такое соотношение меняется из-за возрастания смертности мужчин в трудоспособном возрасте.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
(в процентах к итогу)

  Занятые в экономике - всего в том числе в возрасте, лет Средний возраст занятых в экономике, лет
до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72
Всего                        
    2,4 9,6 12,1 11,7 15,1 15,9 14,2 9,9 4,4 4,7 39,1
    1,9 9,7 12,9 12,4 11,7 14,5 14,5 12,1 6,7 3,6 39,6
    0,9 9,4 14,1 12,8 12,3 11,4 13,8 12,9 8,2 4,2 40,0
Мужчины                        
    2,8 10,2 12,6 11,9 14,9 15,0 13,3 9,4 5,0 5,1 38,9
    2,5 10,3 13,6 12,7 11,7 13,9 13,6 11,2 6,8 3,8 39,1
    1,1 10,3 15,0 13,1 12,2 11,0 12,8 11,8 8,6 4,1 39,5
Женщины                        
    2,1 8,9 11,6 11,6 15,3 16,8 15,2 10,6 3,7 4,2 39,3
    1,4 9,1 12,2 12,1 11,7 15,1 15,4 13,0 6,6 3,4 40,0
    0,7 8,4 13,1 12,6 12,4 11,9 14,7 14,0 7,9 4,3 40,5

Уровень образования трудовых ресурсов — важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам в зависимости от полученного образования.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ (в процентах к итогу)

  Занятые в экономике - всего в том числе имеют образование
высшее профессиональ-ное1) среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего образования
Всего              
    26,3 28,6 11,0 23,5 8,7 2,0
    26,6 25,4 18,3 22,7 6,3 0,7
    29,5 26,9 19,5 19,7 3,9 0,3
Мужчины              
    24,2 25,2 12,6 25,9 9,9 2,2
    24,1 19,9 22,8 25,0 7,4 0,8
    26,0 22,2 24,2 22,3 4,7 0,4
Женщины              
    28,5 32,3 9,3 20,9 7,3 1,7
    29,2 31,1 13,6 20,4 5,1 0,6
    33,2 31,8 14,6 17,1 3,1 0,3

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15 лет и более (по данным переписей населения)

  На 1000 человек соответствующего возраста имеют образование
Годы высшее профессиональное неполное высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее начальное общее
        631) 2341)  
        1231) 2841)  
        2041) 2721)  
               
               
               

Как видно из таблицы, число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, возросло. Средний уровень образования работающего населения в России возрос с 8,1 года в 1970 г. до 11,0 лет в настоящее время, это существенно ниже, чем в США, где он составляет сейчас около 14 лет[2].

Важную информацию о качестве интеллектуального потенциала дает направленность профессиональной подготовки в системе высшего образования. Сейчас ее структура у нас и на Западе отличается довольно значительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: