Православие

На сегодняшний день существует 15 независимых друг от друга православных церквей. По-другому они называются поместными, или автокефальными (от греч. аутос — «сам» и кефали — «голова»). В официальном списке, признанном главами всех этих церквей, они располагаются в следующем порядке:

1) Константинопольская (с центром в г. Стамбуле, но основным числом прихожан в Западной Европе);

2) Александрийская (немногочисленные общины Египта, Ливии, Эфиопии, Кении и некоторых других стран Африки);

3) Антиохийская (православные общины Сирии, Ливана и других стран Ближнего Востока);

4) Иерусалимская (православные арабы Палестины, Израиля, Иордании);

5) Русская;

6) Грузинская;

7) Сербская (приходы на территории бывшей Югославии);

8) Румынская;

9) Болгарская;

10)Кипрская;

11)Элладская (Греция);

12)Албанская;

13)Польская;

14)Православная церковь Чешских земель и Словакии;

15)Православная церковь в Америке.

Внутри автокефальных церквей могут выделяться автономные церкви, независимые в вопросах внутреннего устройства. Например, в Константинопольскую церковь входит Финляндская православная церковь, а в Русскую — Японская.

Все православные церкви имеют единое вероучение, схожие религиозные ритуалы и организацию. Основой организации является церковная иерархия: епископ — священник — диакон.

Среди епископов выделяются старшие — митрополиты и архиепископы. Глава поместной церкви обычно носит титул патриарха, хотя могут быть и другие титулы: например, предстоятель Александрийской церкви — папа и патриарх, Польской церкви — митрополит.

В православии особо выделяется монашество. Монахи—это христиане, решившие посвятить всю свою жизнь служению Богу, а потому оставившие мирскую жизнь и отказавшиеся от собственности, семейного уклада и свободы выбора. Монахи обычно живут в монастырях, настоятели которых называются игуменами или архимандритами. Приходские священники могут быть людьми как семейными, так и монашествующими, а епископы — только монашествующими.

Вероучение православного христианства основывается на Священном Писании и Священном Предании. Священное Писание православных христиан — Библия, состоящая из 50 книг Ветхого Завета и 27 — Нового. В Священное Предание Православной Церкви входят решения семи вселенских соборов, труды восточных или греческих (и лишь незначительная часть латинских) отцов Церкви, а также постановления некоторых поместных соборов, то есть соборов какой-либо одной поместной церкви. Православие подчеркивает свою приверженность догматам вселенских соборов и хранит их в неизменном виде.

Основу жизни Церкви, а также главные культовые действия составляют таинства. Таинства считаются не просто символическими обрядами, а реальным общением с Богом. Они необходимы для того чтобы человек очистился от грехов и тем самым получил спасение, то есть вечную жизнь. Совершать таинства могут только епископы и священники. Поэтому православные верующие считают, что вне Церкви нет спасения. Само название «таинства» эти культовые действия получили оттого, что их смысл и результат доступны только верным христианам, все же остальные люди, наблюдая лишь их внешнюю сторону, видят последовательность манипуляций, либо, в лучшем случае, символическую деятельность. Всего таинств семь.

Первое таинство, с которого начинается жизнь православного христианина как члена Церкви, — это крещение. Оно совершается над человеком в любом возрасте: над взрослыми по их собственной воле, над детьми — по желанию их родителей. Принимая крещение, человек должен отречься от сатаны и прочитать Символ веры (Никео-Константинопольский). За младенца это совершают крестные родители. Сам акт крещения состоит в троекратном погружении крещаемого в освященную воду при произнесении особой молитвенной формулы. В особых случаях (когда нет возможности совершить погружение) допускается крещение троекратным поливанием или даже окроплением. После водного крещения на шею крещенному вешают крестик — знак принадлежности к Церкви и одновременно оберег от злых сил.

Второе таинство — миропомазание. В православии оно совершается сразу же после крещения и имеет целью укрепить верующего в христианской жизни. Считается, что в этом таинстве верующему сообщаются благодатные дары Святого Духа. Название таинства происходит оттого, что священник чертит кресты («крестообразно помазует») миром на лбу, веках, ушах, губах, груди, руках и ногах со словами «печать дара Духа Святаго, аминь». Миро — это особый многокомпонентный состав, который приготовляется и освящается собранием епископов. Священник совершает миропомазание как бы по поручению епископа.

Третье таинство — покаяние (исповедь) — признание христианином своих грехов перед Богом. Человек, согласно православному вероучению, не может быть без греха. Вольно или невольно он совершает грехи. Но если он исповедует их (назовет их и признает свою вину с намерением исправиться), то Бог простит их. Внешне таинство выглядит как рассказ кающегося о своих грехах священнику. На самом деле священник является лишь посредником между Богом и человеком. Отпускает грехи Бог, священник лишь подтверждает это. Роль священника схожа с ролью эксперта: священник говорит, что какие-то грехи отпускаются сразу при надлежащем покаянии, а другие сразу отпущены быть не могут, поскольку избавление от них требует определенной духовной работы. В последнем случае речь идет об епитимий (греч. «наказание») — налагаемых на человека обязанностей по исправлению, состоящих из благочестивых дел и некоторых лишений, которые направлены на преодоление греховных привычек.

Четвертое таинство— причастие (или по-гречески евхаристия) — состоит в том, что христианин вкушает Тело и Кровь Христа и в результате этого становится причастным Богу и вечной жизни. В Тело и Кровь превращаются хлеб и вино силой Святого Духа во время литургии — главного христианского богослужения. В определенный момент богослужения священник, находясь в алтаре, вынимает частички из особых дрожжевых хлебцев — просфор — и помещает их в чашу с вином, разведенным водой. Потом совершается призывание Святого Духа и освящение приготовленного состава (Святых Даров). Понимание этого превращения доступно лишь искренне верующему христианину, для прочих же людей Святые Дары остаются смесью хлебных крсшіек и разбавленного вина, которую священник, зачерпывая ложкой из кубка, помещает каждому в рот.

Пятое таинство называется елеосвящение, потому что в ходе его священник мажет освященным маслом (елеем) лоб христианина для исцеления от телесных и душевных болезней. Считается, что это таинство отпускает человеку те грехи, о которых он не вспомнил на исповеди. Так как по христианскому учению именно грехи служат причиной болезней, то отпущение грехов является первейшим средством исцеления. В раннем христианстве в совершении таинства елеосвящения участвовали несколько священников (собор), поэтому его другое название — соборование. Поскольку для христианина важно закончить земную жизнь, получив отпущение грехов, это таинство также является и последним в жизни человека.

Шестое таинство— таинство брака —совершается над теми, кто вступает в брачный союз, и состоит в благословлений этого союза и призывании на него благодати Бога. Другое наименование этого таинства — венчание — происходит от использования в этом таинстве венцов как символа победы христианства над страстями.

Седьмое таинство называется таинством священства или рукоположения (по-гречески хиротония). Правом совершения этого таинства обладают лишь епископы. Оно состоит в том, что на человека, возводимого в священный сан, епископ или епископы возлагают руки и призывают благодать Святого Духа для священного служения Церкви.

Таинства совершаются во время богослужений, которые в свою очередь состоят из чтения и пения молитв, чтения Святого Писания, священнодействий, совершаемых в установленном порядке. Порядок богослужений определяется тремя «кругами»: суточным, недельным и годовым, иначе говоря, зависит от времени суток, дня недели и года. Богослужения совершаются, как правило, в храмах, отличающихся особой архитектурой и убранством. Самое святое место храма (алтарь) в православной традиции отделено от общего молитвенного помещения иконостасом. В храмах возжигают свечи и лампады. Совершается воскурение ладана. Богослужения, в зависимости от традиции той или иной поместной церкви, проводятся либо на особом литургическом языке (например, на церковнославянском в Русской, Болгарской, Сербской, Польской, большинстве приходов Чешских земель и Словакии), либо на современном национальном (например, в Православной Церкви в Америке).

Православный культ предполагает почитание икон, мощей, реликвий, паломничество к святым местам, соблюдение постов и праздников. Посты бывают однодневными и многодневными. Смысл поста — воздержание от того, что привязывает человека к земной жизни и мешает движению к жизни вечной. Самый важный пост называется Великим и направлен на то, чтобы христианин приготовился к встрече самого важного праздника — Пасхи (Светлого Воскресения Христова).

КАТОЛИЦИЗМ

Главной линией деятельности Западной церкви после раскола 1054 г. стало стремление объединить всех христиан под властью римского епископа и обеспечить верность ему, а в его лице — Христу. Это стремление отразилось и в названии церкви — Римско-католическая, или Католическая (от греч. католикос — «всеобщий, вселенский»), — и в догмате, признаваемом только этой церковью — о верховенстве Римского папы. Глава Католической церкви носит титул «епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской Церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан, раб рабов божьих». Он избирается конклавом — советом, состоящим из кардиналов (высших епископов Католической церкви). В 2005 г. на Римский престол взошел папа Бенедикт XVI. Римский папа считается непогрешимым в делах веры и морали. Это положение, так называемый догмат о непогрешимости Римского папы, является одним из вероучительных отличий между католицизмом и православием.

Источниками католического вероучения, как и православного, выступают Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — Вульгата, то есть латинский перевод Библии (50 книг Ветхого Завета и 27 — Нового). Священное Предание включает труды латинских отцов Церкви, постановления вселенских соборов (в отличие от православных, католики признают вселенскими и соборы исключительно своей Церкви, поэтому насчитывают их 21), а также декреталии — постановления Римских пап в виде посланий, собранные в «Корпусе канонического права».

Вероучение Католической церкви основывается на Никео-Константинопольском символе веры, но с добавлением слов «и от Сына» в его восьмой пункт — догмат о филиокве. Имеются и другие догматы, отличающие католицизм от православия, основные из них таковы:

догмат о непорочном зачатии Девы Марии (католики считают, что не только Иисус Христос родился в результате непорочного зачатия, но и мать его, Дева Мария);

догмат о телесном вознесении Девы Марии (по мнению католиков, Дева Мария была взята на небо «с душой и телом для славы небесной»);

догмат о чистилище (неком месте между адом и раем, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не связанные тяжелыми грехами, проходят очищение огнем, чтобы потом попасть в рай).

Так же, как и в православии, в католицизме основу жизни церкви составляют семь таинств. Имея тот же, что и в православии, смысл, они отличаются в плане обрядности. Крещение совершается не погружением, а обливанием. Миропомазание совершает только епископ и только над христианами, достигшими семи-восьми-летнего возраста. Значение этого таинства как укрепления в вере передает и его название в Католической церкви— конфирмация (лат. конфирмацио — «укрепление»). Чтобы устранить боязнь разглашения исповеди, в католических храмах проводят это таинство в специальных исповедальнях, где священник и приносящий покаяние человек общаются через слуховое окошко, не видя друг друга.

Таинство причастия в католицизме совершается пресным хлебом. Причем с XIII до второй половины XX в. миряне причащались только хлебом — маленькой лепешечкой-гостией, употребление же на причастии вина было привилегией клира (так называемое «причастие под двумя видами»). II Ватиканский собор (в католической традиции —21-й Вселенский: 1962-1965 гг.) разрешил причащать и мирян двумя видами. Соборование у католиков носит характер предсмертного таинства; в таинстве брака обряд возложения венцов отсутствует; таинство священства также связано с особыми, отличающимися от православных, ритуалами.

Богослужение у католиков проходит в храмах и часовнях. Главный вид богослужения—литургия (месса). Интерьер католического храма отличается от православного двумя существенными деталями: алтарь не отделен от молитвенного зала иконостасом, в молитвенном зале расположены скамьи или кресла, поскольку при богослужении позволено сидеть. Также в католическом храме намного меньше икон, чем в православном, и имеются скульптурные изображения. В католическом богослужении используется музыка, поэтому во многих соборах, особенно старинных, можно увидеть органные трубы. Католики, как и православные, почитают иконы, в том числе и чудотворные, мощи святых, реликвии. Особым почитанием в католицизме, > как и в православии, окружена Богородица Дева Мария.

Литургическим языком Католической церкви до II Ватиканского собора являлся латинский язык. Собор разрешил вести богослужения на национальных языках, но, тем не менее, латинский язык остается официальным языком Римско-католической церкви и часто звучит в храмах.

Календарь Католической церкви использует григорианский («новый») стиль, но так же, как и православный, посвящает каждый день года памяти тех или иных святых. У католиков и православных есть общие святые (те, культ которых сложился до разделения Церкви) и праздники. Есть место в католическом календаре и постным дням, и многодневным постам. Несмотря на то, что II Ватиканский собор вершиной церковного года признал Пасху, по традиции, идущей со средних веков, большинство католиков главным праздником считает Рождество Христово (25 декабря). В современном календаре латинского обряда различается два уровня праздников: «торжества» (праздники особой значимости) и собственно «праздники». К «торжествам», помимо Пасхи и Рождества Христова, относятся:

Пресвятая Богородица Мария — 1 января;

Богоявление — 6 января;

Св. Иосиф, Обручник Пресвятой Девы Марии — 19 марта;

Благовещение — 25 марта;

Вознесение Христово — 40-й день по Пасхе;

Пятидесятница — 50-й день Пасхи;

Пресвятая Троица — воскресенье по Пятидесятнице;

Пресвятое Тело и Кровь Христа — четверг по Пресвятой Троице;

Пресвятое Сердце Иисусово — пятница 2-й недели по Пятидесятнице;

Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня;

Святые Петр и Павел, первоверховные апостолы — 29 июня;

Успение Пресвятой Богородицы — 15 августа;

Все святые — 1 ноября;

Иисус Христос — Царь Вселенной — воскресный день в конце ноября, знаменующий завершение церковного года;

Непорочное Зачатие Девы Марии — 8 декабря.

В число «праздников» входят дни, посвященные некоторым другим событиям земной жизни Христа и Богоматери, а также дни почитания апостолов, великих святых и самых значимых событий Церкви.

Римско-католическая церковь сохраняет церковную иерархию (епископы — священники — диаконы). Священники Католической церкви принимают обет безбрачия — целибат (от лат. целебс — «неженатый»). Монашество в католицизме объединено в ордена — организации, жизнь в которых строится по единому уставу, независимо от того, в какой стране находится монастырь ордена. Наиболее известны ордена бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев, иезуитов.

Стремление Католической церкви распространить духовную власть Рима на восточных христиан в истории христианства воплощалось в униях. Уния — это объединение какой-либо восточной христианской церкви с Римско-католической, в результате которого первая сохраняет свою обрядность и литургический язык, но признает католическое вероучение. Верующих таких церквей называют католиками восточных обрядов, в отличие от остальных приверженцев Римско-католической церкви — католиков латинского обряда. К католикам восточных обрядов относятся: копто-католи-ки (в Египте), эфиопо-католики, сиро-католики (в Сирии), сиро-малабарцы и сиро-маланкарцы (в Индии), марониты (в Ливане), халдеи (в странах Ближнего Востока), армяно-католики и греко-католики. Последние — самые многочисленные из католиков восточных обрядов.

История греко-католической унии восходит к 1439 году, когда во Флоренции византийское духовенство и император Иоанн VIII Палеолог, надеясь получить помощь от католической Европы в борьбе с турками, признали верховенство Римского папы и католическую догматику. Это соглашение, так называемая Флорентийская уния, не нашло поддержки в православном мире и в 1443 г. на Иерусалимском соборе было предано анафеме. Однако греки, жившие на Сицилии и в южной Италии, приняли эту унию.

В 1596 году в условиях духовного, национального и политического гнета Речи Посполитой часть православного духовенства Украины и Белоруссии подписала Брестскую унию. К началу XVIII в. гре-ко-католичество прочно укрепилось и в Западной Украине. В 1946 г. под давлением Советского правительства Брестская уния была ликвидирована, а греко-католики перешли в православие. Однако в 1990 г. в Украине и в 1991 г. в Белоруссии и России греко-католичество было восстановлено. Кроме Италии, Украины, Белоруссии и России, греко-католические общины имеются в Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Грузии, Польше, Румынии, Словакии, Хорватии, США, Канаде и Австралии. В последних трех странах, а также в некоторых других, здесь не указанных, греко-католические общины возникли в результате эмиграции из стран Восточной Европы.

Римско-католическая церковь сыграла большую роль в истории Западной Европы. В средние века она служила объединяющей и просвещающей силой для народов Европы. Тогда же она обрела статус господствовавшего на европейской арене политического института. В новое время западное христианство поразил крупный раскол. Поэтому в XVII-XVIII вв. Церковь как крупнейший общественный институт боролась за свои позиции духовного лидера Европы, но постепенно их утрачивала. С конца XVIII в. постоянно усиливались процессы отхода многих европейцев от норм церковной жизни, что вынудило церковь в середине XX в. пересмотреть некоторые свои позиции, методы и формы деятельности. Это нашло отражение в решениях II Ватиканского собора.

За долгие века своего существования Римско-католическая церковь сумела выработать очень эффективные методы миссионерства (распространения христианства). Католические миссионеры были в числе первопроходцев и завоевателей. Таким образом, приходы Римско-католической церкви имеются в большинстве стран мира. Больше всего католиков в странах Западной Европы и Латинской Америки, меньше всего — в странах Ближнего Востока и Центральной Азии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: