Направленность личности – сложное мотивационное образование – совокупность устойчивых, доминирующих мотивов, ориентирующих и направляющих деятельность личности.
Всегда социально обусловлена и сформирована в процессе воспитания.
Виды направленности:
1. по Мерлину: направленность может быть ориентирована:
– на себя;
– на других;
– на общество.
2. Обобщенная классификация.
– направленность на себя;
– направленность на других (коммуникативная, социальная);
– направленность на дело или задачу;
– направленность на общество (идеологическая, мировоззренческая).
3. Фельдштейн Д.И., Егорычева И.Д.
– Эгоистическая – положительное отношение к себе и отрицательное отношение к обществу.
– Депрессивная – характеризуется тем, что человек сам для себя не представляет ценности, а его отношение к обществу терпимое.
– Суицидальная – наблюдается, когда ни общество, ни личность не представляют ценности.
– Гуманистическая – характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу.
Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам, и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности. (Рубинштейн С.Л.)
Неосознанные и осознанные установки (занимался Узнадзе).
Установка – готовность действовать определенным образом.
Неосознанная установка – это готовность воспринимать определенным образом. Неосознанные установки руководят сознательными действиями.
т. Мюллера.
У испытуемого после нескольких повторений в одной руке происходит мобилизация более сильного мускульного импульса.
т. обманутого ожидания.
Теория: «Установка как основа иллюзий».
Установка – это определенное состояние, которое предваряет решение задачи.
Включает в себя направленность, в которой задача должна быть решена.
Осознанная установка – состояние готовности, ориентированное на осознанную цель. Рождается благодаря опыту фрустрации (причины: запреты, отсутствие предмета, прерывание деятельности, откладывание достижения цели по каким-то причинам).
3 варианта исхода:
1. Мотив затухает.
2. Потребность усиливается.
3. Потребность остается до разрешения задачи – в результате нерешенной ситуации создается напряжение, которое нуждается в разрядке à формируется намерение/мотивационная установка.
Мотивационная (осознанная) установка – это задание для себя, которое будет реализовано при появлении нужной ситуации (относятся к долговременной памяти).