Тема 6. Социальное партнерство в сфере труда

Вопросы лекции

Понятие, принципы, уровни, формы социального партнерства в сфере труда.

Субъекты социального партнерства в сфере труда.

Коллективные переговоры как важнейшая форма социального партнерства.

Акты социального партнерства.

Ответственность сторон социального партнерства.

1. Понятие, принципы, формы, уровни социального партнерства. История его становления

Социальное партнерство - сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий. В экономической и социальной политике термин "социальное партнерство" обозначает консультации и сотрудничество между наемными работниками (профсоюзами) и работодателями (предпринимателями) на разных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда. Причем автор приведенного определения (А. Силин) подчеркивает, что оно неправовое. Следовательно, социальное партнерство является полной противоположностью тому, что мы привыкли называть классовой борьбой между трудом и капиталом. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Проанализируем их. А. Силин дает еще и такое определение социального партнерства: "в наше время социальное партнерство (диалог) являет собой комплекс правовых норм, регулирующих статус профсоюзов и предпринимателей, участие работников в делах предприятий, разрешение трудовых споров и конфликтов".

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

Соответственно, в юридической литературе получила свое отражение позиция, согласно которой социальное партнерство представляет собой институт трудового права или даже совокупность институтов. Исходя из определения, данного социальному партнерству в ст.23 ТК РФ, социальное партнерство как институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по обеспечению согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Характерно, что согласно определению социального партнерства, данного в ст.23 ТК РФ, социальное партнерство направлено лишь на "обеспечение согласования" таких интересов. В последних словах можно найти процедурную подоплеку, из этого может следовать, что социальное партнерство - это лишь механизм, процедура или совокупность процедур, направленных на обеспечение такого согласования. Такое предположение подтверждается на законодательном уровне, так как в Раздел II "Социальное партнерство" включены главы, в частности, о коллективных переговорах и о коллективных договорах и соглашениях. Подтверждение указанной позиции можно найти и в юридической литературе. Представляется, что сам термин "социальное партнерство" не несет в себе правового значения и не имеет под собой правовой природы - это ни договор, ни союз (объединение), ни правовой институт, ни правовой принцип. Это скорее принцип сосуществования. Однако включение в Трудовой кодекс целого раздела под названием "социальное партнерство" не является случайным. Законодатель сознательно настаивает на применении именно этого термина, а не термина. Поскольку одним из участников коллективных трудовых отношений выступает государство, то, употребляя термин "социальное партнерство", законодатель подчеркивает, что государство выступает не просто как властный субъект, а как некий социальный партнер, выступающий наряду с другими партнерами.

Основные принципы социального партнерства в сфере труда - наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство, сформулированы в ст. 24 ТК РФ.

Формами социального партнерства являются: ст. 27 ТК РФ.

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работника и совершенствования трудового законодательства;

- участие работников, их представителей в управлении организацией;

- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.

Формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договоры и соглашения.

Статья 26 ТК РФ характеризует систему социального партнерства, разделяя ее по уровням: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень организации (локальный).

- на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

- на межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в двух и более субъектах Российской Федерации;

- на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

- на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасти (отраслях);

- на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- на уровне организации (локальном уровне) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда работников и работодателей (ст. 26 ТК РФ).

2. Субъекты социального партнерства

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают: 1) работники; 2) работодатели; 3) представители работников; 4) представители работодателей; 5) органы государственной (исполнительной) власти; 6) органы местного самоуправления; 7) органы социального партнерства. Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

Работники и работодатели - стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей (ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны. Поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Участниками также выступают органы государственной власти (точнее - исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные).

Представители работников

профессиональные союзы и их объединения,

иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов,

или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом

На уровнях выше организации представителями работников вправе выступать только профсоюзы, их объединения.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).

ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и указывает на иных представителей лишь при определенных условиях.

1) когда на предприятии отсутствуют профсоюзные органы;

2) когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников и не уполномочена на представительство.

Во втором случае на общем собрании (конференции) работники могут поручить представительство своих интересов профсоюзной организации либо избрать иного представителя, в первом - избрать своего представителя.

Представители работодателей

Представительство работодателей на уровнях выше организации следует признать социальным представительством, когда оно осуществляется объединениями работодателей, созданными именно с этой целью или эта цель является одной из основных, предусмотренных их уставами (например, Союз промышленников, предпринимателей и работодателей). Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

На уровне организации представительство работодателей по правовому оформлению близко к представительству по гражданскому праву, но по своей сути носит социальный характер. Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или применении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ч. 1 ст. 33 ТК РФ). В соответствии с ГК РФ (ст. 182) представитель действует от имени представляемого в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Действия представителя создают, изменяют либо прекращают права и обязанности представляемого.

Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, организации контроля за их исполнением. Комиссии создаются на равноправной основе на всех уровнях социального партнерства по решению сторон из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон - работников и работодателей. Выделение и уполномочие представителей должно быть надлежаще оформлено - приказом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.

Органы социального партнерства подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне. Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне. На общероссийском, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального органа. На отраслевом (межотраслевом) уровне при необходимости также создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и государственного (муниципального) органа либо двусторонние комиссии только из представителей сторон.

На федеральном уровне – постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается Указом Президента РФ. Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключении Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопросы, среди которых важное место занимают направления социально-экономического развития сторон, обсуждение проектов федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, которые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения РТК, прямо указан в ТК РФ (см. ст. 139, 147, 153, 253, 265, 268, 282).

Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях.

На уровне организации из представителей сторон создаются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Срок действия этих комиссий определяется временем, необходимым для подготовки и заключения коллективного договора. В ряде организаций коллективным договором предусмотрено их постоянное действие. При этом в задачи комиссии включается обсуждение состояния и перспектив развития организации, проектов локальных нормативных актов и др.

3. Коллективные переговоры

Филадельфийская Декларация МОТ 1944 г. одной из задач Мот провозглашает содействие признанию права на коллективные переговоры. В Конвенции МОТ № 98 это право вынесено в название Конвенции. Определение права на коллективные переговоры содержится в Конвенции № 154 о содействии коллективным переговорам (не ратифицирована). Коллективные переговоры проводятся с целью урегулирования условий труда путем заключения коллективных договоров. Тематика консультаций по смыслу актов МОТ шире, включает любые вопросы, представляющие интерес для работников и работодателей.

Коллективные переговоры – переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей, несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и отдельными или несколькими организациями трудящихся с другой стороны.

Российский законодатель изобрел свой вариант права на коллективные переговоры, которому корреспондирует обязанность работодателя заключить коллективный договор на согласованных условиях (ст. 38 ТК: через 3 месяца колпереговоров подписывается протокол разногласий и согласованный проект коллективного договора, иначе при уклонении работодатель привлекается к административной ответственности.).

Субъекты права на коллективные переговоры.

По российскому законодательству в роли субъектов выступают представители работников и работодателей. Они должны быть надлежащим образом уполномочены, т.е. официально признаны в качестве представителей. В мировой практике действуют два способа:

- взаимное признание сторон в добровольном порядке по их усмотрению

- наиболее представительные профсоюзы и объединения работодателей признаются обязательными представителями.

По российскому законодательству избран особый способ признания, основанный на частичном заимствовании зарубежного опыта.

На уровне выше предприятия только наиболее представительные профсоюзы или сформированный несколькими единый представительный орган может вести колпереговоры. На локальном уровне возможно участие иных представителей. Но профсоюз обязательно должен иметь статус первичной профсоюзной организации, т.е. должен быть предусмотрен уставом вышестоящего профсоюза (см. таблицу представителей).

Объект права на колпереговоры: действия сторон по разработке, заключению, изменению колдоговора, соглашения.

Содержание права на коллективные переговоры:

возможность поведения самого обладателя права

возможность требовать определения от обязанных лиц

возможность прибегнуть к принудительной силе государства в случае невыполнения требований обязанным лицом.

Инициатор – любая сторона (ч.1 ст.36 ТК). Момент начала связан с письменным уведомлением одной стороны другой. Другая сторона обязана ответить в 7-дневный срок.

День начала – день, следующий после получения ответа.

Момент окончания – день подписания колдоговора.

Право на коллективные переговоры включает: право проявить инициативу(ч.1 ст.36 ТК), право требовать ответа на предложение(ч.2 ст.36 ТК), право создать комиссию по ведению переговоров(ч.2,3 ст.36 ТК), право разработать проект колдоговора и соглашения и выбрать вопросы для обсуждения(ч.1 ст.37 ТК), право определить сроки, место, порядок ведения переговоров(ч.9 ст.37 ТК), право на необходимую информацию(ч.7,8 ст.37 ТК), право на создание условий в виде гарантий и компенсаций(ст.39 ТК).

4 Акты социального партнерства: коллективный договор и соглашение

В научной литературе коллективный договор определяется как особый локальный нормативный акт, который может регулировать весь комплекс отношений, связанных с применением наемного труда у конкретного работодателя.

Определение коллективного договора дается в Рекомендации Международной организации труда от 1951 г. № 91, коллективный договор - это любое письменное соглашение об условиях труда и найма между предпринимателем и представителями трудящихся.

В ТК РФ: включенный в систему социального партнерства, коллективный договор находится в разделе II Кодекса. В Трудовом кодексе РФ коллективному договору отведена целая глава (гл.7). Большинство вопросов локального регулирования трудовых отношений предложено решать посредством коллективного договора. По сравнению с ранее действовавшим законодательством ТК РФ (ст. 40)дает новое определение коллективного договора: правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии. 42 ТК РФ). Он не должен противоречить ТК и иным федеральным законам. Но в самом ТК РФ детально прописан только порядок разработки проекта соглашения (ст. 47). Правила разработки и заключения коллективного договора ТК РФ не устанавливает. Поэтому в комментариях к ТК РФ ученые в основном ограничиваются замечаниями о самостоятельности сторон при разработке проекта данного договора и его заключения. И.О. Снигирева предлагает при внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ наполнить его ст. 42 конкретным содержанием

Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. В Трудовом кодексе содержится примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут включаться в договор (ч.2 ст.41 ТК РФ). Этот перечень носит рекомендательный характер и имеет целью дать составителям коллективного договора представление о его возможных содержании и структуре.

Можно выделить пять групп вопросов, включаемых в коллективный договор.

1 это формы, системы и размеры оплаты труда, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков, условия и охрана труда, льготы для отдельных категорий работников.

2 обязательства по обеспечению занятости работников или предоставлению им особых льгот при высвобождении с предприятия, возможности переобучения другим профессиям.

3 нормы, регулирующие социальное обслуживание работников и охрану труда. Среди них можно назвать компенсацию транспортных расходов, организацию и предоставление дотаций на питание работников на производстве и мероприятия по охране труда. Более подробное изложение этих вопросов составители проекта коллективного договора найдут в приложении № 2 к письму департамента охраны труда Минтруда России от 23.01.96 N 38-11 - Рекомендации по примерному содержанию раздела «Условия и охрана труда» в коллективном договоре, предусматривающего обязательства работодателя перед трудовым коллективом организации в области условий и охраны труда.

4 конкретные нормы, о которых в законах и иных нормативных правовых актах (например, отраслевых) содержатся прямые предписания об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

5 обязательства трудового коллектива отказаться от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.

При определении содержания коллективного договора на конкретном предприятии необходимо исходить из финансовых возможностей работодателя и социальных проблем, актуальных для данного производства и коллектива.

С правовой точки зрения положения, включаемые в коллективный договор, подразделяются на:

- обязательственные (обязательства сторон);

- информационные (информирующие работников, руководителей подразделений, других должностных лиц организации об основных нормах трудового законодательства, условиях соглашений и др.);

- нормативные (содержащие нормы, регулирующие трудовые отношения в организации, устанавливающие коллективные условия труда ее работников);

- организационные (о порядке изменения и принятия нового колдоговора).

Нормативные условия (положения) коллективного договора - локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации либо ее структурной единицы. В новой редакции Трудового кодекса их включение необязательно, т.к. исключена ч.4 ст.41. Ранее было несовпадение ч. 5 ст. 26 и ст. 41. Так, в ч. 5 ст. 26 было указано, что на уровне организации устанавливаются взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (обязательственные условия). О наличии нормативных условий здесь не говорилось. В 4 ст. 41, речь шла о нормативных условиях, которые необходимо включать в случаях прямого предписания законов.

Нормативные положения призваны решать две группы правовых вопросов:

а) когда существует явный пробел в законодательстве, но его решение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства;

в) когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения).

По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах,- это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству.

Воспроизведенные из ТК, иных актов трудового законодательства нормы (информационные положения) в сущности также являются нормативными положениями и своим источником имеют те акты, из которых они перенесены в коллективный договор. Они действуют как нормы именно этих актов, а не в силу их включения в коллективный договор.

Обязательственные условия содержат конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и исполнителей, например, работодатель обязуется оборудовать комнату отдыха в конкретном структурном подразделении организации. Они не предполагают наличия правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны и касаются взаимных обязательств сторон, исполнением которых погашаются эти обязательства.

Сами работники стремятся максимально расширить содержание коллективного договора за счет включения в него обязательств работодателя предоставлять различные материальные блага, гарантии, компенсации, льготы.

Более сложным для практики оказался вопрос об обязательствах работников перед работодателем. Нередко встречаются коллективные договоры, закрепляющие лишь односторонние обязательства работодателя или фиксирующие единственную обязанность работников - отказ от забастовок и других массовых форм протеста. В связи с этим рекомендуется включать в коллективный договор обязательства представительных органов, связанные с разработкой проектов локальных нормативных актов, принимаемых работодателем совместно или по согласованию с работниками. Речь может идти о положениях, регламентирующих проведение производственных соревнований и конкурсов, создание коллективных форм организации и стимулирования труда, участие работников в работе ревизионных комиссий, комиссий по трудовым спорам или комитетов по охране труда. Кроме этого, различным общественным формированиям (советам ветеранов, женсоветам, наставникам молодежи и др.) можно поручить подготовку и проведение мероприятий, связанных с чествованием ветеранов труда и передовиков производства, организацией отдыха работников, обновлением экспозиций заводского музея или доски почета. Возможны и другие направления деятельности общественных объединений работников: разработка и осуществление мер, направленных на укрепление дисциплины труда, общественного порядка в микрорайоне, повышение эффективности кадровой политики, создание дополнительных рабочих мест на период простоев, охрану собственности, развитие спорта и физической культуры

Целесообразно представить договор в виде четкой системы разделов, регулирующих разные виды отношений сторон:

1)общие положения (здесь указываются стороны и предмет договора, определяется сфера его действия); 2) трудовой договор; 3)рабочее время (указываются продолжительность рабочего времени, режим рабочего времени, разделение рабочего дня на части, дежурство и т. п.); 4)время отдыха (включает в себя подразделы: перерывы в работе, работу в дни отдыха, ежегодный отпуск, дополнительные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы); 5)условия работы; охрана труда; 6)оплата труда, гарантийные и компенсационные выплаты; 7)социальное и медицинское обслуживание работников; 8)жилищно-бытовое обслуживание (содержит подразделы: порядок улучшения жилищных условий, льготы по содержанию жилья, льготы на услуги дошкольных учреждений, льготы на обучающихся детей и льготы на общественное питание, вопросы быта, физической культуры и т. д.); 9)заключительные положения (в этот раздел обычно включают пункты о сроке действия договора, ответственности за нарушение и невыполнение договора).

Действию коллективного договора посвящена статья 43 ТК.

Соглашения. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции (ст. 45 ТК).

Это акты социального партнерства, заключаемые на трехсторонней основе.

Виды соглашений

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне РФ.

Межрегиональное соглашение устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.

Региональное соглашение устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно заключается на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирований социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение Министерством труда и социального развития РФ разработан Макет Федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения рекомендательного характера.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: - оплата труда; условия и охрана труда; режим труда и отдыха; развитие социального партнерства;

- иные вопросы, определенные сторонами.

Сторонами соглашений выступают полномочные представители сторон социального партнерства, а не сами социальные партнеры. Тогда как сторонами коллективного договора являются стороны социального партнерства - работники и работодатели.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ст.47 ТК РФ. Срок и сфера действия соглашений также определены ст. 48 ТК РФ. Регистрация коллективного договора не является обязательной, а носит лишь уведомительный характер и осуществляется в течение семи дней со дня подписания договора. На основании поступивших на уведомительную регистрацию соглашений и коллективных договоров составляется их Регистр. Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров утверждено постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: