Тема 7. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Правовое регулирование занятости населения и трудоустройства. Основные направления государственной политики в сфере обеспечения занятости. Понятие и виды занятости.

Правовой статус безработного.

Общественные работы: понятие, организация, порядок проведения.

Трудоустройство: понятие и формы. Квотирование рабочих мест.

1.Государственная политика в сфере занятости населения.

Политика Российской Федерации в сфере занятости населения определяется исходя из международных норм в области занятости и защиты от безработицы. ФЗ РФ «О занятости населения а Российской Федерации» (далее Закон о занятости) определил правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства в реализации права на труд граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Главная функция государства на рынке труда - обеспечение его цивилизованной формы. Это достигается в настоящее время главным образом деятельностью Федеральной службы труда и занятости (Роструд), находящейся в ведении Минздравсоцразвития. Направления политики государства в сфере содействия занятости следуют из международно-правовых актов: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, всеобщей декларации прав человека. Конвенциях МОТ «О политике в области занятости», «О содействии занятости и защите от безработицы», «О частных агентствах занятости»

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ:

- свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны органов Федеральной службы по труду и занятости;

- предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;

- бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы труда и занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

- компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы труда и занятости;

- возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

- правовую защиту от необоснованного увольнения.

Закон о занятости подчеркивает исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду, что нашло закрепление в Конституции РФ.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Статья 2 Закона о занятости устанавливает исчерпывающий перечень занятых граждан. К ним относятся:

• работающие по трудовому договору, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

• зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

• занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

• выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

• избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

• проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

• проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

• временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском или иными уважительными причинами;

• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Граждане могут иметь одновременно несколько видов занятости, например работать по трудовому договору, проходить очный курс обучения в образовательных учреждениях, заниматься предпринимательской деятельностью.

Именно с изложенным выше понятием занятости связано понятие незанятых (безработных) граждан, на которых могут быть распространены льготы и преимущества, предусмотренные законодательством для лиц, признанных в установленном порядке безработными.

2.Правовой статус безработного

Законодательством РФ (ст. 3 Закона о занятости) безработными признаются граждане, которые: являются трудоспособными; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане, которые: не достигли 16-летнего возраста; в соответствии с пенсионным законодательством РФ получают трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, либо пенсию по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказались в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — дважды от получения профессиональной подготовки или от работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды; не явились без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явились в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осуждены к наказанию в виде лишения свободы; представили документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представили другие недостоверные данные для признания их безработными.

Гражданам, признанным безработными, предоставляются бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных образовательных учреждениях.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях, учебных центрах органов службы занятости в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. В период обучения по направлению органов занятости безработным выплачивается стипендия.

Для того чтобы незанятый гражданин мог быть признан безработным, он должен проявить желание работать и быть согласным на «подходящую работу».

Под «подходящей работой» понимается работа соответствующая:

1. Профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки. Профессиональная пригодность гражданина определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным дипломом, свидетельством; продолжительностью (опытом) работы по имеющейся профессии (специальности), а так-же уровнем квалификации (разряд, класс, категория). Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, которые предъявляются работодателями к работникам.

2. Условиям прежнего места работы (за исключением общественных оплачиваемых работ).

3. Состоянию здоровья. Служба занятости должна принимать во внимание возраст гражданина, его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний при поиске рабочих мест. Для инвалидов подходящей может считаться только та работа, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).

4. Транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного

определяется органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

5. Заработку, который не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Не считается подходящей работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте РФ. Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума по субъекту РФ.

Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставление информации осуществляется органами по вопросам занятости бесплатно.

Постановлением Правительства РФ утвержден порядок регистрации безработных граждан, который устанавливает последовательность регистрации безработных граждан, обратившихся с целью трудоустройства в службу занятости.

Для признания гражданина безработным он должен предъявить в службу занятости следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 2) трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; 3) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию (аттестат, диплом); 4) справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке. Инвалиды, кроме того, должны предъявить трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления соответствующих документов.

Если гражданину было отказано в признании его безработным, он приобретает право на повторное обращение в службу занятости для признания таковым через месяц.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения службы занятости.

Государство установило права и обязанности для безработных граждан. Права, предоставляемые безработным гражданам, можно разделить на две группы.

1. Права в области зашиты от безработицы: на получение содействия государства в трудоустройстве; на получение помощи в организации своего дела; на временную, но гарантированную государством занятость.

2. Права на получение материальной поддержки в период безработицы: на пособие по безработице; на материальную поддержку на период временной нетрудоспособности; на досрочное оформление пенсии по старости; на иную материальную помощь.

Особо следует отметить гарантированную государством возможность участия безработных в оплачиваемых общественных работах, которые организуются муниципальными органами на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности (например, работы по озеленению города, по строительству детских садов и т. д.).

Наряду с обладанием специальными правами безработный несет и дополнительные обязанности, за уклонение от которых может наступить ответственность, предусмотренная Законом о занятости.

3 Общественные работы - это массовое привлечение государством в лице его местных органов к временной трудовой деятельности безработных граждан.

Общественные работы организуются в целях: материальной поддержки безработных граждан; предотвращения их люмпенизации - превращения в людей, не способных к труду и не желающих работать; потерявших нравственные ориентиры и надежды когда-либо занять достойное место в обществе, людей, склонных к противоправным действиям и поступкам, дестабилизирующим общественное спокойствие, обеспечения рабочей силой тех сфер общественно полезной деятельности, в которых испытывается ее недостаток из-за ограниченности бюджетных средств, выделяемых на развитие инфраструктуры страны, ее социальной сферы и т.п.

Международные правовые акты: Конвенция МОТ N 122 о политике в области занятости (1964 г.), Рекомендация МОТ N 176 о содействии занятости и защите от безработицы (1988 г.) и др. рекомендуют проведение оплачиваемых общественных работ в качестве средства временной занятости безработных и иных социально уязвимых слоев населения. В этих целях рекомендуется разрабатывать специальные государственные программы. МОТ предлагает при организации общественных работ учитывать возраст, состояние здоровья, прежнее занятие и пригодность граждан к данной работе, регламентировать их рабочее время. Для организации планирования проведения общественных работ рекомендуется создавать координационные органы, в первую очередь общегосударственные; оптимизировать выбор времени для их проведения, предусмотреть источники средств и порядок финансирования общественных работ, особые виды работ для различных групп населения (подростки, женщины, работники умственного труда и т.д.), условия привлечения к работам и труда в их процессе.

По своему содержанию и направленности общественные работы можно отнести к двум группам. Во-первых, это трудоемкие работы, направленные на мобилизацию излишней рабочей силы для создания и поддержания в порядке инфраструктуры сельской местности: строительство и ремонт дорог местного значения, мелких ирригационных сооружений, дешевого жилья, школ, уход за лесом, благоустройство населенных пунктов и т.д. Аналогичную работу участники общественных работ проводят и в городах. Во-вторых, общественные работы организуются для обслуживания социальной сферы. К ним относятся уход и оказание иных услуг престарелым гражданам и инвалидам, уход за детьми, различного рода работы по обслуживанию учреждений социальной сферы - больниц, детских учреждений, интернатов для престарелых граждан и т.п.

В целях обеспечения временной занятости граждан, испытывающих затруднения в трудоустройстве, Закон о занятости (ст. 24) предусматривает организацию и проведение оплачиваемых общественных работ. Их организация возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости. Работы проводятся на предприятиях, в организациях и учреждениях, находящихся в собственности органов исполнительной власти, а также по договорам - на других предприятиях, в организациях, учреждениях.

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, зарегистрированные в качестве безработных, если они: не получают пособие по безработице; состоят на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. При направлении на общественные работы учитывается состояние здоровья граждан. Это означает, что все граждане должны пройти в установленном порядке медицинский осмотр. Срочный трудовой договор с лицом, направленным органом службы занятости на общественные работы, заключает его работодатель - организация, в которую оно получило направление. Заметим, что общественные работы могут проводиться только в организациях. Работодателям - физическим лицам не может быть поручено проведение общественных работ. Указанный срочный договор может быть расторгнут гражданином досрочно при его поступлении на постоянную или временную работу (ч. 3 п. 2). Отсюда следует, что сам гражданин решает, - расторгать или не расторгать договор до истечения срока его действия. Отметим также, что это установление о праве гражданина досрочно расторгнуть договор базируется на положениях ст. 77 ТК РФ: трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

Порядок организации общественных работ, направления на них граждан, финансирования общественных работ регламентируется Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (в ред. от 12.11.1999 N 1247, от 20.12.2003 N 769).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: