Евангельские притчи о покаянии

Притча о блудном сыне (Лк.15:1-10) и притча о бесплодной смоковнице (Лк.13:10-17). Учение о покаянии (Лк.13:1-5): участь непокаявшихся «все так же погибнете».В Евангелии о покаянии говорится как о нравственном возрождении, которое напрямую зависит от возрождения мистического, связанного с воскресением из мертвых Богочеловека Иисуса Христа. Это возрождение всегда совершается только от Бога, и таинственным образом в Таинстве Крещения. В этом возрождении происходит следующее: отвержение прежних, греховных установок в области нравственной и принятие новых, предлагаемых Божественным откровением. Одним из основания является Слово Божие: «Родил Он нас словом истины» (Иак.1:18).Такой же переворот изображается в притче о блудном сыне. Нравственно и психологически переломный момент этого и всякого подобного покаяния (возрождения) заключается в словах «пришел в себя». То есть прошедшая жизнь была бытием не в себе, иначе – сумасшествием. Человек находился не в своем уме, не в своей воле, не в своих чувствах, хотя со стороны психологической он сохранял самотождественность, был погружен в свои самопереживания. Другими словами это называется греховной плененностью души. Внутренняя катастрофа блудного сына состояла в том, что он увидел ничтожность своей жизни, глупость и пустоту своих мыслей, мелочность и животно-эгоистическую направленность своих чувств.Но прийти в себя, не значит только увидеть безумие, бесполезность и безобразность своего существования. Оно будет половинчатым, если не приведет к сознательной решимости. Я согрешил перед Небом и перед тобою и уже не достоин называться твоим сыном, прими меня любом, хотя бы и самом низшем качестве. В этих словах и стыд и правда, и смирение и поиск милости, и крепкая надежда. В желании вернуться даже в числе наемников – отказ от своеволия, возвращение в подчинение отцу. Но покаяние завершается лишь по милости Того, Кто может очистить от прошлого и дать силы для будущего.В христианской жизни, личность, возрожденная в крещении и покаянии, воссоединившаяся с Богом, становится новым творением. Она может творить правду. Но это не столько состояние, сколько вектор движения, направление всех душ, возрожденных (возрождаемых в процессе нравственной жизни) Богом. Покаяние – умирание для греха, чтобы жить для Бога.Еще одним примером покаяния является история благочестивого разбойника. Его перерождение совершилось на кресте через овеявший его Страх Божий. Из проснувшейся в нем веры он произнес смиренную молитву с просьбой только помянуть его во Царствии. Можно предположить, что если бы он остался в живых, то его жизнь была бы наполнена напряженной духовной работой.Рассмотренное покаяние связано, прежде всего, с коренным изменением центральных установок ума и сердца. Целью личностных устремлений становится Бог, который как Создатель открывает, каким должен быть человек. Покаяние властно понуждает принять закон, данный Богом, отвергнуть своеволие в сфере нравственных ценностей. Вера человека разворачивается в уверенность, доверие и верность. В практической жизни решимость инициирует духовный труд, подвиг (Покаяние – завет с Богом об исправлении. Прп. Иоанн Лествичник). Евангельским пример этого является Закхей (Лк.19:1-10). Покаяние не ограничивается только оставлением греховной жизни (быть мертвым для греха), но должно стать восхождением к нравственному совершенству (быть живым для Бога).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: