Грехи ума и сердца

Такое деление грехов на две группы является классическим. Основным содержанием грехов ума является ложь. В онтологическом плане ложь есть стремление к «ничто» и оборачивается разрушением. Ложь имеет разные виды. Самый существенный – самообман, так как он первичен по отношению ко всякому обману и в нравственном плане трудно различим. Обман возрастает вместе со своеумием, которое сопровождается доверием к собственной способности суждения, нежеланием признавать в себе возможность ошибки. Самопроверка возможна только на основе критериев Откровения. И чем менее человек нравственно ориентирован, тем очевидней в нем действует глупость, неразумие, умственная слепота, то есть различные виды слабости ума. Все это есть следствие безразличия к истине, не стремления к ней. Отступление от объективных критериев откровения, служит развитию ложных нравственных учений: идеологий, ложных философий, которые исходят от рационализма (последний односторонен и ограничен, чужд метафизической проблематике). Рационализм в нетрезвой оторванности от жизни и связи с воображением может порождать мечтательность. Ложность мечтательности определяется тем, что ее предмет не существует в реальности. Мечтательность есть грех ума по своему содержанию, а романтизм по методу, так как он создает ложные интерпретации действительности. Обратными мечтательности и романтизму являются сомнение и скептицизм. Их фундаментом является утверждение невозможности обладать истиной, однако за эти стоит безразличие к ней. Главное нравственно основание для всех грехов ума – непривязанность ума к небесному, пленение земными греховными представлениями. Равным образом нравственным основанием для всех грехов сердца оказывается сердечное равнодушие к небесному духовном миру, и расположенность сердца к дольнему миру, лежащему во зле и грехе, а тем самым расположенность ко греху вообще. Грехи сердца в целом – это внутренние сердечные склонности и установки, обычно не требующие никакой аргументации, особенно у людей, отрицающих необходимость нравственных законов. Греховные склонности – невидимая часть айсберга греховности, которая проявляет наружу малую часть. Безразличие к небесному есть следствие игнорирование Божественного зова, который обращен к каждому и у всякого есть возможность его ощущать. Если человек отвергает его, то по причине своеволия, примата собственных пожеланий. Столкновение своеволий есть содержание общественной жизни. Это свидетельство слабоволия к добру и сильное волевое устремление к добру. В своих конкретных проявлениях своеволие обычно направляется на одни и те же объекты. Так возникает субъективное ощущение его ценности, различные типы привязанности, которые заполняя жизнь создают в поведении установку многопопечительности. Такие личностные ценностные ощущения связаны с греховной радостью и греховной печалью. Их принцип – удовлетворение: радость – желаем и имеем, печаль – желаем и не имеем. Эти радость и печаль отличаются от святой радости и печали, так как они не согласуются с волей Божией и имеют греховное содержание. Сущность претензий и притязаний – стремление к обладанию, власти. Вместе они влекут за собой уныние, тоску, печаль, отчаяние. Греховные склонности сердца связаны с фундаментальной сердечной установкой – гордостью. Она особенно разрушительна, когда человек не чувствует разрушительности греха и в то же время общественное (социальное) влияние подталкивает его к нему. В ценностных установках грех уже не квалифицируется как грех, это усиливает беспечность (аналог отчаяния). За этими пределами возможность духовной работы оказывается невозможной. Покаяние отвергается как путь труда и скорбей, противоположный принципиальной праздности. Установка на потребление оборачивается невоздержанием (блуд, чревоугодие, сребролюбие и т.п.), бессмысленны с точки зрения христианской рациональности. Братские отношения к ближним трансформируются в неприязнь, осуждение, злобность, равнодушие, обладание, т.е. небратство. Отсюда же ирония, смехотворство, споры, прекословия, невнимание себе и ближним. Особыми греховными склонностями сердца являются экстатические состояния, зависть, садизм, мазохизм, окамененное нечувствие – их отличает иррациональность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: