Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Участниками бюджетного процесса являются:
1. Президент РФ
2. Органы законодательной и исполнительной власти
3. Органы денежно-кредитного регулирования
4. Органы финансового контроля
5. Государственные внебюджетные фонды
6. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах: сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений; самостоятельность бюджетов всех уровней; законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней; объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единство бюджетной системы; равенство всех бюджетов РФ.
Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета - функции соответствующих органов законодательной власти.
Бюджетный процесс осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.
Бюджетный процесс состоит из пяти стадий.
Первая стадия - стадия составления проекта бюджета.
Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права. Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.
Третья стадия бюджетного процесса - утверждение бюджета, принятие закона о бюджете.
Четвертая стадия бюджетного процесса - исполнение бюджета - совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Министерством финансов РФ (МФ РФ), МФ республик в составе РФ, финансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т. д.).
Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.
Вышестоящий исполнительный орган власти вправе осуществлять надзор за ходом исполнения бюджета нижестоящим исполнительным органом власти. В случае, если субвенции, выделенные бюджету нижестоящего территориального уровня, не израсходованы в установленный срок или расходуются не по целевому назначению, субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены. Представительный орган государственной власти может принять решение о привлечении аудитора для проведения проверки исполнения бюджета и внебюджетных фондов.
Пятая, последняя, стадия бюджетного процесса - стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета представительным органом власти. Отчет об исполнении бюджета начинается с того, что в конце финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. Отчет готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных рапорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.