Кризис Кедири в конце XII В. , движение Кен Ангрока и образование королевства Сингасари

Период истории Кедири, предшествовавший его крушению, — одно из «белых пятен» яванского средневекового прошлого. Неизвестны со­бытия, происшедшие после правления короля Камешвары II, то есть в 90-х гг. XII в. и начале ХIII столетия, не ясно даже, кто управлял страной и какие социально-политические силы сыграли главную роль в переменах, случившихся наВосточной Яве в 1221 — 1222 гг. Правда, относительно королевского правления имеются две версии. Согласно первой, на троне примерно с 1190 по 1222 г. находился Кертаджая, последний правитель Кедири, относившийся, очевидно, к той же родственной линии, что и короли эпохи расцвета. Согласно второй, около 1190 — 1200 г. королем был Сарвешвара (Шрентга), и Кертаджая ему наследовал, либо правил с 1216 г.

Политический кризис восточнояванского государства должен был быть достаточно глубоким, если прервалась династия и к власти про­брался человек с весьма смутной земной, но пышной «небесной» ге­неалогией, презревший условности высокородного происхождения и утверждавший себя как «человекобог». Это показывает анализ одного изважнейших нарративных источников яванской истории — «Параратона» (Дворцовой книги). Несмотря на трудности интерпретации источника и дискуссионность восстанавливаемой картины событий, можно предположить наличие некоторых предпосылок данного кризиса. К ним можно отнести недовольство духовенства утратой прежних позиций и рост претензий высшей светской власти на сочетание светских и духовных функций, в результате чего назревал конфликт между династией и духовенством. Совокупность этих факторов порождала рост напряженности. Возникла сильная оппозиция центральной кедирийской власти в лице клира н монастырей, поддержавших в конце кон­цов самозванца, выступившего против Кедири со своими сторонниками и их дружинами.

Источник сведений об этих событиях, происходивших в 1221 — 1222 годах, своеобразная яванская хроника «Параратон», повествует об истории яванских правителей в ХШ — XV вв. Изученная версия этого произведения была окончена, вероятнее всего, в последней четверти XV в. По «Параратону», центральная власть в лице прабху (монарха), следуя традициям кедирийского трона, стремилась сосредоточить в своих руках функции духовной власти н подчинить религиозную аристо­кратию (священническую верхушку) целям отправления культа короля-бога (дева прабху). Конкретные шаги в этом направлении послужили поводом к открытому выступлению против последнего кедирийского короля Кертаджаи.

Основным районом недовольства стала Джанггала. Судя по всему, именно там зрели настроения мятежа и та атмосфера брожения, в ко­торой появляются самозванные «пророки» к«мессии» и претенденты на власть, предназначенные» к ней «волей богов». И такая личность не замедлила появиться.

Кен Ангрок («Ниспровергающий все») родился, если верить яван­ским источникам, в 1182 г. в местечке Пангкур области Тумапелъ и был сыном крестьянки. Во всяком случае есть основания говорить о простонародных корнях будущего правителя Явы, который для своих врагов был человеком смутного происхождения, а для почитателей и сторон­ников сыном н воспитанником богов (по преданию родившимся от связи Брахмы с земной женщиной).

Сначала Ангрок был обыкновенным бродягой, пробавлявшимся случайным заработком и воровством, покинувшим свою общину. Затем он занялсяразбоем, иего насилия стали известны в Дахе, в окрестностях которой он слыл и числе главных возмутителен спокойствия. Видимо, нашлись противники кедирийского короля, которые не преминули воспользоваться славой Ангрока как дерзкого смутьяна и главаря таких же, как он, насильников. Поэтому, когда Ангрок стал выдавать себя за сына Брахмы, одновременно сына Шивы и воплощение Вишну, стал быстро распространяться слух о будущем правителе страны, самим не­бом ниспосланном ради восстановления законности и порядка. Брахма­ны и главы религиозных общин, еще недавно при одном его появлении собиравшие народ и монахов для охоты за ним, теперь «по велению свыше» стали оказывать ему покровительство и давать приют. Поступле­ние Ангрока на службу к акуву (начальнику) Тумапеля Тунгул Аметунгу, которое произошло, очевидно, не без влияния духовенства, уже само по себе было вызовом властям Дахи. Ведь более чем вероятно, что тумапельский акуву был тогда среди неугодных кедирийскому монар­ху. Вскоре, однако, случилось то, чтодолжно было случиться: Ангрок убил акуву Тумапеля и захватил власть.

События вТумапеле стали прологам к новой политической ситуа­ции на Яве. Логично считать, что убийство Ангроком акуву Тумапеля и захват им власти были результатом заговора, инспирированного определенными религиозными кругами, заинтересованными в свержении короля Кертаджаи. Тем временем политические демарши последнего подтолкнули ход событий. Престарелый Кертаджая, слабый и больной, потребовал от духовенства, чтобы оно совершало сембах (молитвенное поклонение) в честь него как земного воплощения верховного божества яванцев Батара Гуру. Вспыхнуло недовольство, и священники и монахи стали покидать Даху, уводя с собой народ, и стекаться в Тумапелъ.

К этому времени узурпатор власти в Тумапеле, Ангрок, не только женился на вдове убитого им начальника, но и объявил себя независи­мым государем стронным именем Раджаса Анурвабхуми. Произошло это, как гласит «Параратон», с одобрения буддийского н индуистского духовенства. Отделившееся от Кедири государство стало называться Сингасари («Львиное»). Раджаса-Ангрок первым делом предоставил привилегии те» слоям населения, которые его поддержали в прошед­ших событиях: членам религиозных общин -мандала и кузнецам-оружей­никам, а также хорошо принял всех, бежавших от Кертаджаи и пере­шедших на его сторону. Затем он стал готовиться к войне с Дахой. Идео­логическая сторона этой подготовки заключалась, между прочим, в принятии Раджасой (на этот раз также с одобрения духовенства) имени Батара Гуру. Вера в него как в инкарнацию верховного божества должна была послужить подспорьем в овладении троном яванского государства и закрепить примат светской власти в вопросах идеологии. В 1222 г. Раджаса двинулся походом против Кедири, его армия выступила на Даху. На подступах к столице Кедири тумапельские войска были встречены королевской армией. Кертаджая приказал возглавить армию двум полководцам: своему младшему брату Махише Валунгану и министру Губар Балеману. В генеральном сражении, произошедшем к северу от местечка Гантер, погибли оба этих полководца, и Кедири потерпело сокрушительное поражение. После разгроми кедирлйской армии столица, была сдача, хотя сражение, судя по источ­нику, было очень упорным и стоило обеим сторонам больших потерь. Сам Кертаджая укрылся в одном изхрамов и вскоре, как гласит «Параратон», «вознесся на небо». Исчезли и его жены, гарем и дворец. Не исключено, что за этим сообщением кроется самоубийство короля и его близких или их гибель в пожаре.

Так закончило свое существование одно из сильнейших государств индонезийского средневековья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: