Биографическая разминка

Психолог знакомится с опрашиваемым, пытается установить с ним доверительные отношения, пробудить инте­рес к исследованию, активизировать процесс осмысления им своего жизненного пути, стимулируя размышления о личном прошлом, настоящем, будущем. Опрашиваемому можно предложить выступить в роли эксперта по вопросам собственной жизни, чтобы лучше осознать свой жизненный путь, его истоки и перспективы. Если человек находится в трудной жизненной ситуации, можно объяснить ему, что целостное осмысление жизни поможет сделать проблему яснее, чем она есть сейчас, и приблизиться к принятию более правильных действий для ее разрешения. После знакомства и объяснения целей каузометрического опроса опрашиваемому предлагается написать дату своего рождения на листочке бумаги. В целях биографической разминки можно применить «циклический тест времени» Коттла (Cottle, 1976, р. 85; Головаха, Хроник, 1984, с..79).

Инструкция. «Пожалуйста, с помощью трех кругов попробуйте изобразить на бумаге свои представления о вашем прошлом, настоящем и будущем. По вашему усмотрению круги на листе могут располагаться где угодно, как угодно и могут иметь различную величину. Одним словом, расположите эти круги так, чтобы они выражали ваши переживания, взаимосвязи вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Обозначьте, какой круг соответствует прошлому, какой — настоящему, какой — будущему».

Тест Коттла, помимо самого поверхностного описания структуры временных представлений личности, вводит человека в ситуацию исследования, выполняет роль «пускового толчка» для размышлений над собственной жизнью.

После циклического теста времени опрашиваемому предлагается определить ожидаемую продолжительность своей жизни..

Инструкция. «До какого возраста Вы надеетесь дожить? Попытайтесь определить наиболее реальную продолжитель­ность вашей жизни». При затруднениях можно подсказать, чтобы он ориентировался на продолжительность жизни сво­их родственников, на состояние собственного здоровья и внутреннее чувство.

Иногда человек не может определить ожидаемую продолжительность своей жизни. В таком случае, не стоит настаивать на этом. Как показывает практика, по завершению каузометрического опроса человек, как правило, на­зывает ожидаемую продолжительность жизни.

Говорить о жизни одновременно и легко, и непросто. С одной стороны, нет, казалось бы, ничего ближе и доступнее челове­ку, чем собственная жизнь, с другой же — эта жизнь всегда нечто сокровенное и далеко не с каждым можно и хочется говорить о ней. Для преодоления эффекта «защиты биографии» существует немало способов — от психоаналитической беседы до приема «встречной откровенности» (Психодиагностические методы..., 1976, с. 223). Подобные приемы не всегда, однако, представляются корректными с этической точки зрения.

Одна из особенностей каузометрии состоит в том, что, давая возможность исследовать жизненный путь, она не предполагает в качестве обязательного условия снятие защиты биографии и достижение полной откровенности опрашиваемого. Необходим лишь некоторый минимум доверия, достаточный для того, чтобы в присутствии психолога просто подумать о своей жизни. Именно этот минимум следует обеспечить в ходе разминки.

В целях подготовки к более углубленному исследова­нию картины жизни на этапе биографической разминки рекомендуется провести методику «Оценивание пятилетних интервалов» (см. раздел 3.4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: