Вопрос 2 Слова как смысловые вехи

1. Вербальные опоры.

Эти опоры могут управлять содержанием высказывания (текст, микротекст, план полный и ЛСС), а также использоваться для усвоения грамматической стороны речи.

Микротексты как содержательная опора для высказывания используются на уроках совершенствования лексических (грамматических) навыков и при работе с разговорным текстом. На третьем этапе они менее желательны, но тоже возможны, если нейтрализовать опасность полной передачи воспринятого. Для этого в микротексте должны содержаться слова, которыми ученики владеют только рецептивно, слова производные от хорошо усвоенных, интернационализмы и те, которые понятны из контекста. Таких слов должно быть много.

Полный план может использоваться даже на завершающей стадии развития умения. Он обязан отвечать двум требованиям: (1) лексические единицы, составляющие опору, не являются обязательным материалом в данном цикле уроков и (2) используется в опорах преимущественно та лексика, которой ученики владеют рецептивно.

Например:

— Вы слышали, что 9-й «Б» провел собрание. На повестке дня были следующие вопросы: 1) Как мы можем улучшить нашу учебу? 2) Что мешает вашему самообразованию? 3) Как мы можем хорошо подготовиться к экзаменам?

Эти вопросы актуальны и для нашего класса, не так ли? Что вы на это скажете?

План (обычно его пишут на доске) может быть представлен и в другом виде:

1) Учеба — право и обязанность каждого учащегося.

2) Самообразование — задача нашего времени.

3) Экзамены — наша ближайшая цель.

Логико-синтаксические схемы (ЛСС). Они служат для облегчения любых видов высказывания на уровне сверхфразового единства.

Учитель наверняка замечал, что ученики часто не умеют связывать одну фразу с другой, паузы между фразами слишком затягивают. А ведь этой беде несложно помочь. Достаточно постоянно использовать ЛСС.

Что это такое? Приведем сначала пример.

Я хотел...

Но...

Поэтому...

Используя эту опору, можно высказать множество мыслей: а) Я хотел пойти в кино. Но надо было делать уроки. Поэтомуя и остался дома. б) Я хотел поехать в лагерь. Но вдруг заболела мама. Поэтому я и отдыхаю в городе. И т. п.

Легко заметить, что данная ЛСС подходит для высказывания с речевой функцией «объяснение, оправдание». Фразы связаны логикой и поэтому определенным образом синтаксически организованы. Это и позволяет им быть схемой, моделью высказывания.

Место ЛСС — на этапе работы с разговорным текстом при совершенствовании речевых навыков и при обучении монологическим высказываниям. Технология работы та же, что и с любой вербальной опорой. Особенно удобно использовать карточки с ЛСС, которые «идут по кругу», а ученики высказываются по очереди на основе нескольких ЛСС.

Слова как смысловые вехи призваны служить опорой для процесса развертывания цепочки смыслов (Н. И. Жинкин). Поэтому важно, какие слова используются в этих целях. Наиболее адекватными являются фразеологизмы, устойчивые словосочетания, образные выражения, часто дословно непереводимые.

Например: «Убедите вашего друга, который хорошо мастерит, читать техническую литературу, я знаю, что он считает это излишним».

Опоры: 1) Ломиться в открытую дверь.

2) Дело мастера боится.

3) Знание — сила.

Каждый из этих фразеологизмов (ученики не должны ими владеть, а только понимать) соотносится с определенной смысловой вехой высказывания.

В качестве смысловых вех могут выступать и обычные слова.

Лозунг и афоризм — это сгусток мысли. Вот уж где действительно словам тесно, а мысли просторно!

Пословицы и поговорки — те же афоризмы, за ними стоит огромный социальный опыт людей, который говорящий может проецировать на себя. Их место, конечно, на этапе развития умения.

Вербальные опоры могут использоваться и для усвоения грамматической стороны речи в так называемых грамматических таблицах.

Особое место в вербальных опорах занимают опоры, которые можно назвать ассоциативными. Они представляют собой ряд слов (выражений), которыми учащиеся хорошо владеют (именно поэтому их «не опасно» предъявлять) и которые способны вызвать по смысловой ассоциации вновь усвоенные слова, еще требующие полного овладения ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: