1. Вербальные опоры.
Эти опоры могут управлять содержанием высказывания (текст, микротекст, план полный и ЛСС), а также использоваться для усвоения грамматической стороны речи.
Микротексты как содержательная опора для высказывания используются на уроках совершенствования лексических (грамматических) навыков и при работе с разговорным текстом. На третьем этапе они менее желательны, но тоже возможны, если нейтрализовать опасность полной передачи воспринятого. Для этого в микротексте должны содержаться слова, которыми ученики владеют только рецептивно, слова производные от хорошо усвоенных, интернационализмы и те, которые понятны из контекста. Таких слов должно быть много.
Полный план может использоваться даже на завершающей стадии развития умения. Он обязан отвечать двум требованиям: (1) лексические единицы, составляющие опору, не являются обязательным материалом в данном цикле уроков и (2) используется в опорах преимущественно та лексика, которой ученики владеют рецептивно.
|
|
Например:
— Вы слышали, что 9-й «Б» провел собрание. На повестке дня были следующие вопросы: 1) Как мы можем улучшить нашу учебу? 2) Что мешает вашему самообразованию? 3) Как мы можем хорошо подготовиться к экзаменам?
Эти вопросы актуальны и для нашего класса, не так ли? Что вы на это скажете?
План (обычно его пишут на доске) может быть представлен и в другом виде:
1) Учеба — право и обязанность каждого учащегося.
2) Самообразование — задача нашего времени.
3) Экзамены — наша ближайшая цель.
Логико-синтаксические схемы (ЛСС). Они служат для облегчения любых видов высказывания на уровне сверхфразового единства.
Учитель наверняка замечал, что ученики часто не умеют связывать одну фразу с другой, паузы между фразами слишком затягивают. А ведь этой беде несложно помочь. Достаточно постоянно использовать ЛСС.
Что это такое? Приведем сначала пример.
Я хотел...
Но...
Поэтому...
Используя эту опору, можно высказать множество мыслей: а) Я хотел пойти в кино. Но надо было делать уроки. Поэтомуя и остался дома. б) Я хотел поехать в лагерь. Но вдруг заболела мама. Поэтому я и отдыхаю в городе. И т. п.
Легко заметить, что данная ЛСС подходит для высказывания с речевой функцией «объяснение, оправдание». Фразы связаны логикой и поэтому определенным образом синтаксически организованы. Это и позволяет им быть схемой, моделью высказывания.
Место ЛСС — на этапе работы с разговорным текстом при совершенствовании речевых навыков и при обучении монологическим высказываниям. Технология работы та же, что и с любой вербальной опорой. Особенно удобно использовать карточки с ЛСС, которые «идут по кругу», а ученики высказываются по очереди на основе нескольких ЛСС.
|
|
Слова как смысловые вехи призваны служить опорой для процесса развертывания цепочки смыслов (Н. И. Жинкин). Поэтому важно, какие слова используются в этих целях. Наиболее адекватными являются фразеологизмы, устойчивые словосочетания, образные выражения, часто дословно непереводимые.
Например: «Убедите вашего друга, который хорошо мастерит, читать техническую литературу, я знаю, что он считает это излишним».
Опоры: 1) Ломиться в открытую дверь.
2) Дело мастера боится.
3) Знание — сила.
Каждый из этих фразеологизмов (ученики не должны ими владеть, а только понимать) соотносится с определенной смысловой вехой высказывания.
В качестве смысловых вех могут выступать и обычные слова.
Лозунг и афоризм — это сгусток мысли. Вот уж где действительно словам тесно, а мысли просторно!
Пословицы и поговорки — те же афоризмы, за ними стоит огромный социальный опыт людей, который говорящий может проецировать на себя. Их место, конечно, на этапе развития умения.
Вербальные опоры могут использоваться и для усвоения грамматической стороны речи в так называемых грамматических таблицах.
Особое место в вербальных опорах занимают опоры, которые можно назвать ассоциативными. Они представляют собой ряд слов (выражений), которыми учащиеся хорошо владеют (именно поэтому их «не опасно» предъявлять) и которые способны вызвать по смысловой ассоциации вновь усвоенные слова, еще требующие полного овладения ими.