Формы краеведческой работы.
Развитие краеведения осуществляется в рамках программы "Краеведение», разработанной Союзом краеведов России и Российским фондом культуры. Программой предусмотрены теоретические и прикладные исследования, мероприятия, имеющие приоритетное значение как для государства, гак и для краеведения как общественного движения и научной дисциплины. Основная задача программы «Краеведения» - это создание условий и выработка механизмов для широко участия общественности в преумножении научного, экономического и культурного потенциалов России.
Для осуществления функций краеведения необходимы определенные способы. Эти способы выражаются через формы изучения определенной местности:
1. Туристско-краеведческая форма, наиболее распространенная; дает хорошую туристскую подготовку и возможность получить краеведческие материалы во время походов. Эта форма изучения края хорошо отработана, есть много квалифицированных специалистов, в совершенстве владеющих методами этой работы.
2. Экскурсионная форма - одна из составных частей комплексного предметного изучения края. Во время экскурсии человек пополняет свои знания, познает с помощью экскурсовода окружающий мир, приближает к себе предметы изучения. Даже самая непродолжительная экскурсия создает определенное настроение, способствует ощущению свободы. Эмоции от увиденного и услышанного окрашивают знания, делают их запоминающимися на всю жизнь.
3. Лекционная форма предусматривает проведение занятий по определенной теме.
4. Архивная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует усидчивости, внимательности, больших затрат времени. Возможность работы в архивах позволяет получить уникальные данные, но сопряжена со значительными организационными и финансовыми трудностями.
5. Музейная форма основана на материалах краеведческих и других музеев и предоставляет неограниченные возможности для исторического и географического краеведения - сбор материалов, оформление экспозиций, проведение экскурсий.
Понятие и функции краеведения.
Краеведение - форма общественного движения, наука, методология и метлика, которая используется широкими сдоями общественности.
Краеведение сочетает в себе научно-популяризаторскую деятельность как способ освоения историко-культурного и природного наследия, приобретения разносторонних знаний о специфике развития истории природы и общества края и созидательную деятельность, направленную на сохранение природы, памятников истории и культуры, улучшение социально-культурных и экологических условий жизни в крае.
Основные функции краеведческой деятельности следующие:
1. Научно-исследовательская - направлена на организацию и проведение научных исследований в области истории, культуры, естествознания и др.; разработку и проведение наукоемких и экономически выгодных проектов и программ по выявлению и обеспечению сохранности, восстановлению, реставрации, реконструкции памятников истории и культуры, населенных пунктов и т. д.
2. Документирующая - способствует выявлению, сбору, сохранению, рациональному использованию памятников природы, материальной и духовной культуры: формированию архивного и музейного фондов, банков данных по различным проблемам истории и культуры края.
3. Образовательно-воспитательная - играет важную роль в обучении и воспитании детей, молодежи: в формировании исторического сознания людей, сохранении и передаче традиций.
4. Организационная - позволяет объединять людей, заполнять их досуг, дает возможность удовлетворять их творческие интересы, стимулирует социальную активность.