Культура и традиции народов скандинавских стран

К скандинавским относятся народы, которые говорят на языках северной подгруппы германской группы индоевропейской семьи язы­ков. Это шведы, датчане, норвежцы, исландцы, фарериды.

Скандинавские народы живут на Скандинавском полуострове (норвежцы - в западной его части, шведы - в восточной, а также на юге и юго-востоке нынешней Финляндии), на полуострове Ютландия и на большинстве из почги пятисот датских островов (датчане), на Фарерских островах (фарериды) л на острове Исландия (исландцы).

Все скандинавские народы примерно в одно и то же время при­няли католическую веру. В Дании это произошло насильственно, си­лой королевской власти, около 960 г. н. э. Так же насильственно вне­дрялось католичество в X веке в Швеции и в начале XI века в Норве­гии. В Исландии эту веру приняли добровольно в 1000 г. н. э., причём упорствующим не возбранялось соблюдать старые культы, как не возбранялось и новоявленным католикам соблюдать по крайней мере некоторые культы по старым традициям. На Фарерах католичество вне­дрилось в XV веке под воздействием кельтских отшельников и под нажи­мом уже ставшей католической Норвегии, от которой фарерцы зависели сначала экономически, а впоследствии и политически.

Страна фиордов и горных вершин

Норвегия - это край воды, камня и лесов. На берегу океана виден водой затопленный камень, возле которого каждый из проходящих стоит в изумлении. Неутомимость воды, неподатливость скал и без­донная глубина времени отражены в естественном монументе. Вся Норвегия представляется кружевным камнем, источенным водами, пресными и солеными. Вода и камень с накидкою леса, три цвета -сиреневый, синий, зеленый - господствуют перед глазами.

Множество благодатен приносит здешней суровой земле теплое течение Гольфстрим: незамерзающие порты, мягкую зиму (почти от­сутствие зимы на западном побережье), южные растения (на широте Магадана), огромные косяки рыб. Есть места в этой не южной стра­не, где коровы зимой пасутся, поедая подножный корм, и где острова остаются всегда зелеными. Таков эффект действующего без аварий и перебоев «водяного отопления». Считают, что морская река даст в минуту Норвегии столько тепла, сколько дало бы сжигание ста тысяч тонн нефти. Мощность морского течения вчетверо превышает мощь всех рек Земли, если бы слить их в единое русло. И все же Норвегия не курорт. Холодный Север, умываясь Гольфстримом, рождает тут множество любопытных явлений природы. Считают даже, что нет на земле места дождливей, чем западный берег Норвегии.

Первооснова всему - вода. Реки в этих местах не текут, а бегут. И едва ли не половина из них - в упряжке. За Норвегией прочно закре­пилось первое место в мире по количеству израсходованной электри­ческой энергии на душу населения.

По числу скульптур-монументов норвежцы тоже едва ли не са­мые первые в мире. Возможно, сама природа, обтачивая камни водой и ветром, воспитала тут уважение к монументу. Гуще всего заставлен скульптурами Осло. Всякими. И в самых разных местах. По ним можно читать историю государства, узнавать людей, которыми тут гордятся, почувствовать стили ваятелей, понять, какие черты челове­ка норвежец особенно ценит. И есть в столице норвежцев нечто со­всем особое - парк, где собрано несколько сот скульптур. Если бы все на Земле пошло прахом и уцелели бы только бронза и камень, то по скульптурам этого парка можно было бы понять, какими радостями, страстями и муками жил человек: «Рождение» «Смерть», «Материн­ство», «Любовь», «Веселье», «Разлука», «Дружба». «Борьба», «Трево­га»... Более сотни фигур. И все их выполнил один человек. Тридцать лет непрерывной работы! Имя скульптора - Вигеланн. Норвежцы лю­бят и чтят его - «второй после Родена», что не мешает, однако, хож­дению шутки: «Хорошо, что вовремя умер, иначе весь Осло был бы заставлен скульптурами».

Теперь о столе. Хлеба норвежцы почти не едят и, кажется, даже не испытывают в нем потребности. Вместо хлеба - картошка. Эта привычка складывалась веками. Хлеб привозной. Мясо - и отношение к нему соответственное - привозное и, конечно, дорогое. Но обычно на столе его еще меньше, чем хлеба. «По воскресеньям - для запаха в суп и котлеты», - говорят норвежцы в беседе на эту тему. Зато в дос­татке! Сыр самых разных сортов и, конечно, в избытке рыба. Из ры­бы, особенно трески, норвежцы делают массу разнообразных блюд, опять же в сочетании с сыром и сметаной.

Норвежцы - сластены. Но сахар тут тоже привозной. И, возможно, поэтому спрессован в кубики, которые раза в четы­ре меньше российского рафинада. Зато в изобилии разного ро­да варенья и джемы: из клюквы, малины, брусники, черники, смородины, голубики. Варенье тут можно обнаружить припрвой к любому блюду, даже к селедке, причем сама по себе се­ледка нередко тоже тут сладкая.

Заметно ни в коем случае не скаредное, но какое-то ува­жительное, аккуратное обращение с пищей. Тут ничего не ста­вят на стол. Принцип: «Едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть», - хорошо усвоен.

Не едят норвежцы грибы. Удивительно, но эти стоящие близко к природе люди грибов не знают, и, пожалуй, даже бо­ятся. Грибов же тут пропасть. Читая в газетах статьи о грибах, норвежцы тоже пробуют их собирать. Но без консультации специалиста грибы домой редко кто носит.

Нет в обиходе норвежцев вещи более распространенной, чем лыжи. В выходной день Осло пустеет. Четвертая часть жителей города становится на лыжи. На улице можно увидеть и молодежь, и пап и мам с рюкзаками, и семидесятилетних ба­бушек и дедушек, и трехлетних внучат - все на лыжах! Одни потихоньку, другие - бегом. Дистанция 50-60 километров считается нормой дневного похода. Для ночлега и убежища в непогоду по всей Норвегии разбросаны домики «хюгге», где лыжник найдет очаг, свечку, дрова и спички.

В Норвегии производят лучшие в мире лыжи. Сырье для них под боком, главным образом это береза. Но для самых хороших лыж норвежцы покупают в Америке дорогую упру­гую древесину гикори.

Впечатляет, однако, и жизненная обыденность этой древнейшей оснастки ног для хождения по снегу. На работу -на лыжах, в гости - на лыжах, на охоту, в школу, за почтой, к больному на вызов, в одиночку, всей семьей, как только нау­чился ходить и в годы, когда ноги служат уже еле-еле, - все время на лыжах! «Норвежец рождается с лыжами на ногах», -из всех северных поговорок эта, пожалуй, самая точная.

Норвегия представляется лесом, в котором много озер и лишь кое-где лоскутком зеленеет или желтеет пашня. Леса занимают четверть всей территории, два с половиной процента занято паш­ней, пятую часть занимают озера, остальное - горы, иначе говоря, камень, на котором ничего не растет.

Земля не щедрая, но живописная. Озер, больших и малых, двести тысяч. Они представляют собой тихие синие воды, обрамленные ел­ками, березами, лобастыми валунами, мягким желто-зеленым мхом.

Леса, сосновые и еловые, поднимаются в горы до какой-то строго

определенной природной отметки. А выше - лишь дикий камень, мес­тами сглаженный ледником, местами обрывистый, рваный.

Норвегию можно назвать страной фиордов. Фиорд это морской язык, глубоко лизнувший сушу. В озерах вода всегда пресная, в фиор­дах же воды слоеные: снизу морская, соленая и тяжелая, а над ней -толщиной примерно метр - слой воды талой, сбежавшей сюда водо­падом по весне. Фиордов в Норвегии много, почти все они судоход­ные. Самый большой из фиордов - Согне-фиорд. Длина его от устья до «головы» составляет 204 километра.

Самым почитаемым деревом в Норвегии считается береза. Березы на скалах не похожи на наших равнинных красавиц. Они узловаты, кряжисты и раскидисты. На самой круче, на ветру, на голы камнях, где1 ничего не растет, даже мох, береза стоит как вызов всем трудно­стям. Норвежцы говорят: «Береза - это наше национальное дерево. Мы любим березу за такие качества норвежского характера, как не­прихотливость, выносливость, жизнестойкость».

Норвегия первой в Европе ввела в 1860 году переходит на бес­платное и обязательное обучение детей с семи до четырнадцати лет. Воспитанию тут уделяют пристальное внимание. В свое время прави­тельство, подсчитав, во что обходится обучение в мелких поселковых школах, нашло, что их следует закрыть, а открыть в округах школы большие, хорошо оборудованные. Одних ребятишек привозить сюда на автобусах, других поселить в интернатах. Однако это, казалось бы, разумное решение сейчас пересмотрено. Опять открываются, пусть хуже оборудованные, пусть с одним учителем, мелкие школы. Жизнь показала: обучение и воспитание в отрыве от родителей - не­полноценное воспитание. Но это не всё. Вырастая вдали от дома, от земли, деревенского уклада жизни, от всего, что в детстве привязывает человека к родному месту, молодые люди «теряют корни». Они равнодушны к тому, где им жить. Они становятся, как сказали бы у нас, травою пере­кати-поле.

Норвежец, где бы он ни жил - в столичном ли Осло, в городках ли поменьше или в рыбацком поселке - будет стремиться построить еще и домик в горах. Уединенные, без видимой связи с суетой жизни, отраженные в тихой воде, как гнезда, прилипшие к скалам, они такая же харак­терная часть Норвегии, как и фиорды. У богатых дома бо­гатые, у бедняков дома простые, но сделаны с поразитель­ной аккуратностью, пожалуй, даже с излишеством. И везде одинаково чувствуется забота людей не подавить природу своим присутствием, а приютиться под крылом у нее.

Домики похожи скорее на наши «садовые домики». Только «садом» человеку здесь служит дикий мир леса, кам­ней, шумных речек и тихой озерной воды. Домик в горах -это не место, где в выходные дни валяются на диване, игра­ют в домино, читают или сидят за чаем. Лодка, лыжи, пеший поход по горам - вот зачем едут из города в горы.

Все норвежские горные домики роднит один примеча­тельный знак: у каждого дома мачта, а на ней обязательно флаг. Его поднимаю! не только в дни государственных праздников, но и в дни семейных торжеств: день рождения, свадьба, приезд хоро­шего друга.

Норвежцы превосходно сложены, стройны, сильны, мужествен­ны, смелы и очень гордятся своей силой. Как и у их предков - нор­маннов - первым признаком красоты считается светлый цвет кожи и волос. На норвежцах лежит печать какой-то дикой энергии и патриар­хальности, им присуща бескорыстная готовность помочь ближнему во всяком несчастье. Если кто-нибудь впадает в бедность, он совер­шенно спокойно отправляется к своему родственнику, уверенный, что с ним разделят последний кусок хлеба. Если ему придется жить у родных в доме всей семьей, пока не поправятся его дела, никогда не услышит он ни одного упрека, как бы тяжело ни было его родствен­никам.

Честность норвежца пошла в поговорки. Кража считается самым отвратительным из преступлений, и примеры ее крайне редки. Нор­вежцы страстно любят свою родину, искренне радуются, когда что-то понравится у них иностранцу. О чем бы вы ни заговорили с норвеж­цем, он всегда сумеет поддержать разговор, с большим интересом от­несется ко всему, что вы ему сообщите, говорит всегда живо и с большим юмором.

Самая выдающаяся черта характера норвежца - гостеприимство. Иностранных путешественников норвежец принимает с радостью. Его постель, одежда, жилище, пища - все к услугам гостей. Он все уступит гостю, даже если видит его в первый раз.

Велика любовь этого народа к удовольствию, пирам, весе­лью и выпивкам сообща. Пьянство стало традиционным у нор­вежцев. Баварское пиво покажется водою перед пивом норвеж­ским. Практикуется даже добавление водки в воду, молоко. Женщины подвержены этой слабости наравне с мужчинами.

Для норвежцев характерны честолюбие и любовь к свобо­де. Люди этой нации необыкновенно опрятны в одежде и быту.

Богата Норвегия талантами: поэт Вергеланн, драматурги Бьсрн-сон и Ибсен, путешественники Нансен и Амундсен, композитор Григ, скульптор Вигеланн, наш современник Тур Хенердал и другие.

Особо следует отметить Фритьофа Нансена. Это был подлинно великий человек. Выдающийся полярный исследователь и крупный ученый-океанограф, талантливый художник и одаренный писатель, незаурядный дипломат и величайший гуманист.

Основные черты характера - энергию и настойчивость, силу во­ли и несокрушимое чувство долга - Нансен унаследовал от матери. От отца он перенял немаловажную черту: прилежание и чрезвычай­ную тщательность в разработке каждой идеи, ту педантич­ность, которая в дальнейшем составляла сильнейшую сторону всех его планов.

Он совершает замечательный переход на лыжах через Гренландию, а затем с июля 1893 года по август 1896 года воз­главляет экспедицию к Северному полюсу на дрейфующем судне «Фрам». После трех лет скитаний во льдах и безвестнос­ти (радио не было)слава его стала всемирной.

Ромен Роллан, понимавший толк в людях, назвал Нансена «евро­пейским героем нашего времени». Чехов, преклонявшийся перед му­жеством путешественников-первопроходцев, глубоко симпатизировал личности благородного норвежца. Нансен для Чехова был воплоще­нием его идеала: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

В 1921 году, во время страшного голода после засухи и разрухи, Нансен приехал в Поволжье, чтобы увидеть, как и чем помочь голо­дающим. Сам он, ни минуты не колеблясь, потратил на помощь голо­дающим волжанам полученную в 1922 году Нобелевскую премию мира (122 тысячи крон золотом). Нельзя не согласиться с известным норвежским полярным исследователем Харальдом Свердруполе, ко­торый сказал, что Нансен был велик как полярный исследователь, бо­лее велик как ученый и еще более велик как человек.

Страна воды и камня

Швеция - государство на севере Европы - занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова. На северо-западе страны простираются Скандинавские горы.

Швеция по форме правления - конституционная монархия, в которой власть короля традицией ограничена риксдагом (парламентом). Торжествен­ная смена караульных постов у королевского дворца - тоже дань традиции, существующей почти во всех странах, сохранивших до наших дней августейшие, чаще всего номинально правящие семейства.

Основателем теперешней династии шведских монархов был не швед, а француз - Жан Бат Жюль Бернадот, он же принц Понте-Корво, известный наполеоновский маршал и франк-масон. При Напо­леоне выдвигались, несомненно, люди незаурядные, яркие, и Берна­дот, как большинство других полководцев Бонапарта, в начале фран­цузской революции служил в небольшом чине. Смелый, честолюби­вый и ловкий француз пришелся шведам в буквальном смысле ко двору. В 1810 году он был усыновлен престарелым королем Швеции Карлом XIII и по специальному решению риксдага стал наследником престола. Сделавшись фактически главой государства и будучи даль­новидным, умным политиком, Бернадот порвал с Наполеоном и за­ключил союз с Россией, потом с Англией. После смерти своего при­емного батюшки он несколько десятилетий благополучно просидел на троне с именем Карла XIV, ни разу не воевал, положив начало знаменитому шведскому нейтралитету, и жил почти до середины ХГХ века. А когда приступили к омовению и бальзамированию августей­шего тела, шведский двор был неожиданно эпатирован и с трудом вышел из шокового состояния - на руке их обожаемого короля оказа­лась плохо вытравленная татуировка: «Смерть королям!»

Столица Швеции город Стокгольм раскинулся просторно, сво­бодно и так, что не вдруг ориентируешься в нем, не сразу понимаешь, где сейчас ты - на острове, перемычке, полуострове или основном скандинавском побережье, над озером, морским заливом или прото­кой. В архипелаге, на морских подступах к городу — почти двадцать пять тысяч больших, маленьких и крохотных островов, облысевших и голых, скалистых и низменных. Изрезано бухтами, сплошь испещре­но островами большое пресноводное озеро Меларен, подступающее к городу из глубины скандинавского сапога. Стокгольм стоит в центре этой стихии.

Первая столица шведов называлась Сигтуной. Когда эсты раз­рушили Сигтуну, то, согласно древнему обычаю, было будто бы брошено в волны Мела-рена бревно, и в том месте, где его прибило к берегу, шведы заложили новое и главное свое поселение - Сток­гольм.

Выходцы из Скандинавии - норманны (они же «варяги») - были пиратами и купцами, но также, бесспорно, и отважными, ли­хими людьми. В малом числе нападали они на ближних и дальних соседей, отчаянно шли и плыли в неведомые земли, и земное про­странство покорно подчинялось их неуемной страсти к открытиям, разбою и торгу. Предки норвежцев и датчан проникли за Пиренеи, завоевали Англию, заселили Исландию и Гренландию, почти тыся­чу лет назад высадились на побережье Северной Америки. Позже они захватили Южную Италию и Сицилию, образовав там свое го­сударство. А восточные норманны, предки шведов, повадились хо­дить на Русь и Византию - увозить рабов, торговать, служить сво­им мечом князьям и императорам.

Предки шведов выбрали для будущей столицы удивительно удачное место среди вод, камня, и, прожив восемьсот с лишним лет, в городе сумели сберечь свою первобытность. В силуэте Стокгольма стрельчатые башни древних соборов соседствуют со светлыми прямо­угольниками современных небоскребов. Нетронутый гранит, зелень парков, синева вод придают северному городу то очарование, кото­рое утрачено многими европейскими столицами, где застройка слишком потеснила, приглушила, задавила природный ландшафт.

На маленьком островке сохранился «город между моста­ми», древнее ядро столицы. Там королевский дворец, церкви рыцарских времен, узкие улочки, чугунные дворянские гербы над дверями. Даже сегодня почти в любом районе Стокгольма можно наткнуться на идиллические оазисы тишины и покоя.

На скалистом обрыве, высоко над водами улочка. Булыж­ная мостовая, чугунные фонари, в которых когда-то горели керосиновые лампы. И мостовая, и фонари сохраняются спе­циально для колорита, для настроения.

Камень неотделим от Стокгольма. Город стоит на мощной каменной плите. Больше всего в Стокгольме камня нетронуто­го, естественно просто придающего городу неповторимые чер­ты. Шведы настолько сроднились с камнем, что при строи­тельстве стараются ему подражать. Здесь практически не при­меняют сборного бетона. Мосты, кинотеатр, жилые дома, ста­дионы, заводы - все выполняется монолитным железобетоном.

Мы не научились еще ценить по заслугам простор, хотя при со­временном урбанистическом укладе жизни это дар неоценимый. Влияние земных горных или водных далей на психику современно городского человека мало изучено, однако врачи, ученые придают все большее значение благотворному действию простора, который, являясь частью природной среды, успокаивает нервную систему, освобо­ждает от эмоциональных перегрузок, пробуждает к жизни и дейст­вию. Часто простор для обитателя большого города - дорогое удо­вольствие, за которым надо лететь, плыть или ехать, тратить время и деньги. Стокгольмцы же должны благодарить своих пращуров за вы­бор места поселения, они бесплатно пользуются простором.

Довольно трудно припомнить столицы государств, в которых бы так же легко и свободно дышалось, как в Стокгольме. Вспоминается великолепный Париж с тысячами его индивидуальных каминов-коптилен и вековым черным налетом на домах; необозримо громад­ный, тем не менее такой тесный Токио, что кажется, душно и влажно там повсюду от дыхания и пота неисчислимых людских масс. В Сток­гольме дышится легко, несмотря на обилие автомашин. Сказывается, конечно, близость моря с его свежими ветрами и офомными резерва­ми чистого воздуха. А главное - в Стокгольме нет ни одной дымящей грубы. Это объясняется прежде всего тем, что промышленные пред­приятия работают на энергии, текущей по проводам с датских и близ­ких станций. В Стокгольме давно уже не сжигаются уголь и торф, не спекается кокс, не варится целлюлоза, не плавятся руды. И во всех кухнях Стокгольмских домохозяек электроплиты.

Главной чертой шведского характера является трудолюбие. Шве­ды довольно осторожны и обычно неохотно высказывают свое мне­ние, несколько скучнее других европейцев и замкнутее их. Шведов считают неконтактными и некоммуникабельными людьми. Возможно, сам климат Швеции оказывает влияние на изолированность людей, способствует развитию различных психозов. Шведы боятся показать свои эмоции другим, особенно душевные страдания.

Они не любят говорить о себе. Но этот снобизм - не ос­татки аристократизма, это просто неконтактность. Для ино­странца это худшая пытка - находиться в шведской гостепри­имной среде людей, не говорящих ничего интересного, быть оглушенным наступившей тишиной, знать, что следует что-то сказать, но бояться это произнести не так, как если швед нач­нет говорить, его трудно остановить, но заставить его гово­рить почти не возможно.

Но вот парадокс: швед, «застегивающий свою душу на все пуговицы», в разговоре с иностранцем гораздо откровеннее рассказывает о себе, чем со шведом.

Жителям небольших шведских городов не свойственна

общительность русской провинции. Обитатели подъездов поч­ти не знают друг друга. В гости ходить не принято, равно как и забегать к соседке для того, чтобы перехватить до получки или одолжить луковицу. Каждый сам по себе. Любезная улыб­ка при встрече - лучшая и достаточная форма общения.

Шведы в массе своей не обладают ни искусством, ни потребно­стью задушевного разговора, у них нет также искусства слушать. Рас­сказчик помимо воли рисует себя слушателю в лучшем облагорожен­ном виде. Нет, не то чтобы он хвастался, это шведам, в общем, чуждо, но слушателю приятно даже и то, что возвышает рассказчика над ним, слушателем, хотя бы на сантиметр. Так устроены шведы. Если кто-то чувствует себя совершенно беспомощным, он может рассчи­тывать на поддержку до тех пор, поке. не дотянется до плеча того, кто его поддерживает. До плеча, ничуть не выше.

Весьма своеобразно в шведском обществе отношение к одинокой женщине. О, шведки боятся за мужей! Одинокую женщину пригласят разве что раз в месяц на чашку кофе. Здесь нужно работать локтями, чтобы схватить мужа, а схватив, держать его. Цинично? Может быть. Но такова жизнь. Спутник запла­тит за свою сослуживицу или знакомую в трамвае, в кино. И это не из-за бедности. Просто мужчине и в голову не придет платить за женщину, которая сама работает.

Шведы отличаются большой пунктуальностью. Даже кли­енты в парикмахерских обслуживаются в строго назначенные часы. Если клиент записался, но не явился вовремя, ему, по шведским правилам, все равно высылается счет.

Высока культура обслуживания покупателей. Владелец не­большого частного магазина знает каждого своего покупателя, его вкусы. Обычно он специалист '(широкого профиля», может посоветовать хозяйке, что именно ей выбрать для того, чтобы приготовить русские пельмени или итальянскую пиццу, если в моде экзотические блюда. Он также совершенствуется в англий­ском и немецком языках: в Швеции довольно много иностран­цев, нужно, чтобы они, зайдя в магазин, «не имели трудностей».

Шведы весьма рационатьны и изобретательны. Вот этому на­глядный пример. В домах в двенадцать часов запираются на замок ворота. Подъезд на замке с наступлением темноты. Разумеется, на замке также и квартира. Но ключ для -всего один.

Дело в том, что часть бороздок - общих на всех ключах - от­крывает замок ворот; часть - общих для ключей всех обитателей подъезда - входную дверь; наконец, какие-то бороздки или выступы - разные для каждого ключа - только замок определенной кварти­ры. Мелочь, конечно. Но один плоский ключ носить в кармане сподручнее, чем звенящую громоздкую связку.

У американцев существует культ спальни, у шведов - скорее культ кухни. Тут изобретательный ум шведа добился предельной ра­циональности. Нет ничего громоздкого, лишнего или практически бесполезного. Одна стена кухни обычно превращена в сплошной шкаф, где объединено все кухонное хозяйство.

Здесь электрическая плита, холодильник, отдельный морозиль­ник для длительного хранения мороженых продуктов, посудомойка, полки для посуды, отделения для пылесоса и для других нужных ве­щей, все это после готовки и уборки скрывается за дверцами, приятно поблескивающими белой эмалью. Поэтому вы не испыгываете жела­ния поскорей перейти из кухни в комнату и часто располагаетесь в кресле возле кухонного столика.

Шведы обычно едят энергично, но без торопливости, с явным удовольствием, однако не смакуя гурмански каждый лакомый кусо­чек.

За столом не принято задерживаться особенно долго. Пока хозяй­ка расставляет чашечки для чая, хозяин, надев мужской клеенчатый передник и собрав тарелки, отправляется на кухню. Посуда перемы­та, как видно, опытными привычными руками.

Если работают муж и жена, то и на кухне должны быть двое -убеждена хозяйка. Шведское благосостояние во многом основано именно на парной работе. Одному нелегко содержать семью.

В Швеции спортом занимаются миллионы; с детства и до ста­рости - плаваньем, теннисом, хоккеем и, конечно, спортивной гимна­стикой, которая именно в Швеции полвека назад обрела современный вид, где были изобретены «шведская стенка», «бум», «конь» и другие гимнастические снаряды. Очевидно, увлечение спортом объясняет один любопытный факт шведского быта - отсутствие в больших и маленьких городах полных женщин. Шведки строго следят за собой, сызмальства приучаются к ежедневной гимнастике, ходьбе, велоси­педу, стараются не увлекаться мучным и сладким, сторицей возна­граждая себя завидным здоровьем, хорошим сложением, бодростью, продлением молодости и долголетием: среднестатистическая шведка живет около восьмидесяти лет.

Шведы стали гораздо богаче, чем прежде. Богатство в Швеции пришло не постепенно, а довольно быстро, когда другие страны были истощены и разорены войной. Богатство пришло, но люди не были подготовлены к этому психологически. Достаток и культура не пошли в ногу, культура отстала. Богатство породило самодовольство. Мате­риальные ценности возобладали над духовными. Люди копили пер­вые, забывая о вторых. Материальные оказались доступнее, ими про­ще наслаждаться. Но нарушилась гармония личности. Может быть, это и явилось причиной того, что Швеция занимает одно из первых мест в Европе по числу самоубийств, что швед принимает смертель­ную дозу снотворного или приставляет пистолет к виску.

Швеция - это родина Альфреда Нобеля, инженера и ученого-химика, ставшего впоследствии крупным предпринимателем и одним из самых богатых европейских капиталистов. Умер он в конце XIX века, оставив посмертное завещание, согласно которому доход от его наследства должен направиться в специальный фонд для выплаты премий за наиболее выдающиеся достижения в области физики, хи­мии, физиологии и медицины, а также за сохранение и укрепление мира. Это - всем известные Нобелевские премии.

Софья Ковалевская, известный русский ученый-математик, по­следние годы своей трудной и прекрасной жизни провела в Швеции. После трагической смерти мужа, известного ученого в области палео­нтологии, она переехала в Стокгольм, где была избрана профессором университета. В Стокгольмском университете Софья Ковалевская проработала семь лет, до самой своей кончины. Жизнь ее оказалась очень короткой. Она прожила всего сорок один год. Похоронили Со­фью Ковалевскую на Северном кладбище Стокгольма. На погребение пришли русские и шведы. Общие чувства выразил шведский поэт Фриц Леффлер, написавший стихи «На смерть С. Ковалевской»:

Душа из пламени и дум!

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истины послушный?

Шведы известны в мире своей глубоко укоренившейся лютеранской деловой этикой, которая наиболее близка к не­мецкой, но не столь суха. К ее характерным чертам относят прилежность, пунктуальность, аккуратность, серьезность, основательность, порядочность, надежность в отношениях. Уровень квалификации шведских бизнесменов очень высок, поэтому в своих партнерах они особенно ценят профессионализм. Шведы, как правило, владею: несколькими ино­странными языками, в первую очередь английским и немец­ким.

Шведы - педанты: не называйте вашего партнёра по имени до тех нор, пока он сам вам этого предложит. Шведы любят планировать де­ла заранее, поэтому и о деловых встречах лучше договариваться за­благовременно, а не в последнюю минуту. На переговоры являются в точно назначенное время, отклонение от него не превышает 5 минут, в исключительных случаях - 15 минут.

Шведские бизнесмены предпочитают знать заранее состав участ­ников и программу пребывания (включая рабочую часть, приемы, по­сещение театров и т. п.). Будет вежливым с вашей стороны дать реко­мендации о форме одежды при посещении приемов и театра.

Традиционно переговоры начинаются с беседы о погоде, спорте, достопримечательностях и т. д. К этой части переговоров нужно зара­нее готовиться. В солидных шведских компаниях соблюдаются стро­гая дисциплина и субординация в соответствии с занимаемым поло­жением. Каждый участник переговоров имеет право на собственное мнение, когда ему будет предоставлено слово.

Шведы сдержанны и обычно не выражают ярко своих эмоций. Они предварительно и всесторонне изучают полученные предложе­ния и любят рассматривать все вопросы в мельчайших деталях, по­этому, если вы хотите достичь успеха, на переговоры нужно прихо­дить тщательно подготовленным.

Дружеские связи и oiношения играют особую роль в развитии бизнеса. Работа не ограничивается стенами офиса и часто имеет про­должение за дружеским ужином в ресторане или в гостях. Домой при­глашают обычно только самых близких или важных партнеров. Если вы получили такое приглашение, то не забудьте купить цветы хозяйке дома или прислать их с посыльным в день визита. Из российских су­вениров особой популярностью у шведов пользуются изделия народ­ных промыслов, платки, шали, пластинки с классической музыкой. духи и шоколадные конфеты.

Шведы любят за ужином соблюдать маленькие традиции. По обычаю, хозяин дома в знак приветствия поднимает бокал и, обраща­ясь к каждому, произносит «Сколь!» (За ваше здоровье!). Каждый раз, когда звучит это слово, все обмениваются взглядами, выпивают и снова смотрят в глаза друг друга. Не рекомендуется произносить тост за хозяйку или хозяина до конца трапезы, ставить бокал на стол во время произнесения тоста до тех пор, пока присутствующие не взглянули в глаза друг другу- Правила хорошего тона предусматривают также ответное приглашение и с вашей стороны.

Шведы придерживаются традиционных взглядов на одежду де­лового человека, предпочитая классический стиль. Для мужчин это темный, обычно синий в мелкую полоску или серый костюм. Для женщин - более или менее строгий, но очень яркий костюм модных длины и силуэта, не слишком вычурное платье.

Страна тысячи озер

Финляндия - государство в Северной Европе. На юге. юго-западе и западе территория Финляндии омывается водами Бачтийского моря. Проживающий здесь народ не принадлежит к собственно скандина­вам.

Финны не называют свою страну Финляндией. Это чужое для них название германского происхождения. В финском языке нет даже самого звука «ф». Свою страну финны называют Суоми, а себя суо-малайсет.

Правда, и Финляндия, и Суоми означают в сущности одно и то же - «страна болот». Так издавна ее называли и пришельцы, и корен­ные обитатели.

Финляндию любят называть страной грани озер и болот. Вода -один из важнейших элементов ландшафта, причем основное место за­нимают озера. Это в полном смысле страна тысяч озер. Фактически их около ста тысяч. Как правило, финляндские озера мелководные. Болота распространены гораздо больше, чем озера, и покрывают бо­лее 30 процентов территории страны. Но более верно было бы назвать Финляндию страной лесов. Они покрывают и поныне две трети ее территории. Лес. - это самый большой дар, которым природа награ­дила Финляндию.

Наряду с финнами здесь проживают финляндские шведы и матая по численности народность саамы. Саамы, или лапландцы, в прошлом были коренными жителями, а в настоящее время их насчитывается всего около пяти тысяч человек.

Как и соседние скандинавские народы, большинство финнов -блондины с волосами соломенного или русого цвета, со светло-синими или серыми глазами. Но по типу лица, по языку и особенно психическому складу финны значительно отличаются от скандинавов. Финны не столь экспансивны, более сдержанны, методичны, чем их соседи. Основная черта национального характера финнов - это преж

де всего упорная решимость осуществить во что бы то ни стало нача­тое дело, как бы трудно оно ни было, «умение делать хлеб из камня», как говорит финская пословица. Без этой черты, возможно, немысли­мо было бы и само освоение Финляндии этим народом.

Добросовестность, верность данному слову, честность, сильно развитое чувство собственного достоинства и ответственность - вот другие столь же характерные черты, воспитанные и укоренившиеся в финском народе веками.

Не менее прославлено и финское гостеприимство. Оно, правда, своеобразно, так как обычно лишено внешних проявлений. Финн, как хозяин, сдержан, но он предоставляет в распоряжение гостя все луч­шее, что имеет сам, как бы трудно ему ни было. Главное, чтобы он чувствовал доверие к гостю.

Финский национальный стол прост и здоров. Черный сухой хлеб, сливочное масло, сельдь в укропе или салака, горячий вареный картофель и, разумеется, простокваша и молоко - неизменные спут­ники любой трапезы. Наряду с разнообразной рыбой, к самым почи­таемым национальным праздничным блюдам относится окорок с пареной брюквой и индейка, а также мялеми - национальное слад­кое блюдо.

Из напитков здесь предпочитают особое финское пиво, воспетое даже в национальном эпосе «Калевала», и кофе, которым, прямо надо сказать, финны весьма злоупотребляют.

Составной частью гостеприимства Суоми является и финская ба­ня - сауна. Сауна всегда занимала центральное место в жизни финна как источник отдыха не только для тела, но и для души. Неудиви­тельно поэтому, что в стране более миллиона саун. Это означает, что одна баня приходится в среднем на S--6 человек, или почти на каждую семью.

Своеобразным является финский язык, принадлежащий к финно-угорской группе и родственный эстонскому, мордовскому, удмурт­скому, марийскому языку, и также изобилующий гласными звуками. Однако при фонетической простоте и легкости произношения и орфо­графии финский язык очень сложен грамматически. Финны чрезвы­чайно дорожат своим языком, являющимся составной частью нацио­нальной культуры. Этот язык долгое время был в Финляндии языком второстепенным, языком народных низов, крестьянства. Вплоть до середины века он считался необработанным, и финская интеллиген­ция употребляла и в устной, и особенно в письменной речи исклю­чительно шведский язык. Только сто лет назад финский язык был

признан равноправным, и за этот период он прошел большой путь развития. На нем создана большая и значительная по своим художе­ственным достоинствам литература.

Финские города просты и приятны. Они имеют, как правило, ли­нейную планировку, светлы, чисты и удобны. Современная архитек­тура, безраздельно доминирующая в городах, воспринимается как нечто сугубо присущее стране. Она является, пожалуй, единственной формой финляндской материальной культуры, которая по своему значению вышла в XX веке за пределы национальных рамок и полу­чила международное признание. Примечательно, что финляндские архитекторы создают часто свои шедевры не в крупных, а в малень­ких городках или сельских поселках, где свободно на площади и ок­ружающее их пространство не сдерживает авторской фантазии.

Столица Финляндии - город Хельсинки - расположен в цен­тральной части северного побережья Финского залива на одном из небольших полуостровов. Местоположение города не очень удачно, так как он находится на периферии страны, в дальнем углу замер­зающего Финского залива. Он был создан искусственно, без учета естественных условий, с определенной политической целью - стать конкурентом, городом-перехватчиком в торговле по отношению к расположенному напротив, на южном побережье Финского залива, Ревелю (Таллинну), который в середине XVI века был центром тор­говли Западной Европы с Россией через Балтийское море.

Хельсинки основывали дважды: первый раз - в 1550 году в устье реки Вантанйоки, а второй раз - в 1640 году на 6 км южнее, на самой оконечности скалистого мыса, вдающегося в море. Место, выбранное вторично, оказалось более удобным, тем не менее, тогдашнее пригра­ничное положение города препятствовало его росту вплоть до при­соединения Финляндии к России, когда из Або (Турку) сюда была перенесена столица Финляндии (1812 г.).

Будучи заинтересованными в укреплении положения новой сто­лицы Финляндии, русские власти всячески содействовали ее росту. Из Петербурга был приглашен архитектор К. Л. Энгель, который стал творцом ансамблей в центре города, создавшие своеобразный облик столицы. Этот облик чрезвычайно напоминает Петербург и в то же время отличает Хельсинки от других европейских столиц и от всех других городов Финляндии. Знаменитый ансамбль на Сенатской площади - собор Св. Николая с гранитной лестницей, университет и университетская библиотека - придает центральной части города Цельный и монументальный характер. Сенатская площадь - традициниое место демонстраций, ми гитов, сборов. Сюда по традиции в новогоднюю ночь стекаются тысячи горожан. Энгелю принадлежит и второй по значению ансамбль Хельсинки - Торсовая площадь с дворцом президента, а также здания в центральной части го­рода, такие как ратуша, клиники, качарма и многие особняки. Редкий и счастливый случай, когда весь центр города застраи­вался почти одновременно, по единому плану и почти только одним архитектором, способствовал тому, что центральная часть Хельсинки имеет удивительно компактный и завершен­ный вид.

Таким образом, традиционная материальная и духовная культура скандинавов отличается своеобразием. Неповторимы их общественный и семейный быт, фольклор и духовная куль­тура в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: