Ключевые понятия организационных структур управления (ОСУ): Элементы связи, уровни и полномочия

Под структурой управления туризмом понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных эле­ментов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обес­печивающих их функционирование как единого целого. По суще­ству, речь идет о логических взаимоотношениях уровней управления и функциональных служб, которые с помощью ме­неджмента строятся таким образом, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли.

Управлять туристской структурой — значит оптимально распре­делить цели и задачи между структурными подразделениями и ра­ботниками организации. Составляющими организационной струк­туры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между от­дельными подразделениями организации прав и ответственности.

В структуре управления организацией выделяются звенья (от­делы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так­же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие фун­кции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и коор­динацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отде­лом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев уп­равления, занимающих определенную ступень в системах управле ния организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

Несмотря на то что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что они занимаются од­ним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руково­дителям приходится затрачивать время на координирование рабо­ты других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня, и так до уровня руково­дителя, который координирует работу неуправленческого персо­нала — людей, производящих продукцию или оказывающих услу­ги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления. Форма пирамиды указывает на то, что на каждом последующем уровне управления находится меньше лю­дей, чем на предыдущем.

Высший уровень управления организацией может быть пред­ставлен председателем Совета директоров (наблюдательным сове­том), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способ­ствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управ­ление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реали­зацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широ­кий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, бюро, директора предпри­ятий, входящих в состав организации, начальники функциональ­ных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальника­ми. Это руководители, находящиеся непосредственно над работ­никами (не руководителями), — чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредствен­ных исполнителей.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Такое распределение общего времени связано с тем, что менед­жеры всех трех уровней имеют два вида заданий: задания по ме­неджменту и задания по специальности. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный про­цент времени тратит на принятие управленческих решений и оп­ределенный — на принятие решений по специальности. Как вид­но из рис. 2.13, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту, соответ­ственно, возрастает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: