Архетип

Архетип ( греч. άρχή (arche) - начало и греч. τυπος (typos) - тип, образ; прототип, проформа) - прообраз, первоначальный образ, идея, первоначальная форма для следующих образований. Это понятие, которое происходит от традиции платонизма и играет главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом, что повлияло на современную культурологию. В философии Платона под архетипом разбирался обозримый умом вроде, «эйдос», в схоластов - природный образ, отраженный в уме, в Августина Блаженного - исконный образ, лежащий в основе человеческого познания.

Под слоем «личностного бессознательного», составлявшие основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает «коллективное бессознательное», которое трактуется как общечеловеческая основа («грибница») душевной жизни индивидов, наследуемая, а не сформирована на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют «комплексы» (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности ), то структурообразующий элемент коллективного бессознательного есть «архетип» - универсальные модели бессознательной психической активности, которые спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. Архетипы можно сравнить с кантовском «априорными формами» познания, однако они лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно архетипы не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело - архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы это единство прозрачной сознании образа и тайного и не экспликованого содержания стоящей за ним, ведущий в бессознательные глубины психики.

Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят «защитную стену символов», позволяющая сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию архетипа бессознательного и гармонизируя тем самым человеческую психику. По исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность архетипа, объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем.

Основу духовной жизни составляет опыт, который передается от прошлых поколений последующим и является совокупностью архетипов. Архетипы проецируясь на внешний мир определяют своеобразие культуры:

  • Культуры-интроверты - главная ценность заложена в объекте и отношении к нему, приобретает индивидуального характера (сутки Просвещения ).
  • Культуры-экстраветры - главную ценность представляет личность человека и отношении субъекта к идеям, приобретает коллективного характера (сутки Романтизма ).

При этом ни одна из культур не совершенна.

 

Главные архетипы

Главные архетипы по Юнгу: Самость, Тень, Анима, Анимус, Персона.

Самость

Объединяя и гармонизируя все аспекты бессознательного, самость создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача самости (как и психотерапии) - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал самость с порывом или стремлением к самоактуализации, определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности.

Тень

В смысле коллективного бессознательного Тень - это естественная, инстинктивная человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло общество, когда человек стал человеком разумным. Тень не может быть до конца преобразована воспитанием, и во многом она остается чисто импульсивным - то, что характерно особенно детям. Самый яркий пример воплощения архетипа Тени в мифологии - образ Дьявола. Тень - это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это низкий уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто подсознательно живет в нас и хочет делать то, чего мы себе не позволяем, - это мистер Хайд нашего доктора Джекила.

Персона

Персона существует в противовес Тени - это социальный образ человека, идеальный с моральной и социальной точки зрения. Это некое обобщение человека как существа цивилизованного, коллективное «я» человечества как такового.

Персона является той маской, которую каждый из нас одевает, общаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимали общество. Персона может не совпадать с настоящей личностью индивида. Понятие личности у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так или иначе согласно нашего представления об ожиданиях окружающих от нашего поведения.

Анима и Анимус

Оба пола помещают одновременно Персону и Тень, при этом Тень у мужчин обычно олицетворяет другой человек, у женщины - другая женщина. Но подсознание человека содержит женский элемент, человек вытесняет из его внешней жизни, а подсознание женщины - мужской. Эти образы Юнг называет соответственно аниме и Анимус.

Анима - не характеризует какую-то одну женщину, хотя осознается через реальных женщин (и прежде всего, через образ матери). В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью которого он понимает женскую природу.

Анимус женщины обнаруживает в ней, прежде всего, ее мужские черты.

То есть, если говорить в общем, архетипы анима и анимус отражают предположения Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус - мужские (маскулинные) характеристики в женском. Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в самых глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола.

Читайте также:

Глобализация

Нарратив

Критерий истины

Классификация знаний

Телеология

Вернуться в оглавление: Философия


double arrow
Сейчас читают про: