Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Экономическое развитие Русского централизованного государства

Новый период русской истории В.О. Ключевский назвал “Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая", что достаточно полно характеризует изменения в политическом и хозяйственном развитии страны. В это время завершился процесс внутренней колонизации, в результате которой в шесть раз увеличилась территория страны. Произошло государственное объединение русских земель под властью Москвы, что позволило ликвидировать феодальную раздробленность и свергнуть татаро-монгольское иго, а также создать систему централизованного управления.

Территориальное расширение земель отставало от их качественного приращения: средняя плотность населения в ХVI-пер. пол. ХVII в. составляла от 0,3-0,4 до 8 человек на 1 кв. км. Основой русской экономики оставалось сельское хозяйство, базирующееся на феодальной собственности на землю при сохранении частновладельческих (вотчина, "пожалованная вотчина", поместье), церковно-монастырских, дворцовых, казачьих и черносошных хозяйств. Аграрные технологии не отличались высокой производительностью. Даже к началу ХVI в. трехполье во многих землях сочеталось с подсекой и перелогом. Сохранялись примитивные орудия труда (соха с отвальным устройством, деревянный плуг, бороны, косы, цепи). Преобладание однолошадных хозяйств также тормозило применение более совершенных методов обработки земли. В результате аграрный сектор характеризовался слабым освоением территории (даже в европейской части запашка составляла в середине XVII в. 20 % всей земли) и низкой урожайностью на уровне “сам – 2”, к концу ХVI в. – “сам – 3-4” (получение прибавочного продукта начинается с уровня “сам – 5”). Недостаточный уровень развития земледелия и животноводства способствовал сохранению промыслов: бортничества, рыболовства, охоты и солеварения. Развитие сельского хозяйства продолжало носить натуральный характер, поддерживающий замкнутость крестьянских хозяйств. Их главной чертой остается патриархально-семейный корпоративизм, в котором все отношения подчинения и зависимости смягчались формами патернализма.

До 60-х ХIХ в. деревня количественно преобладала над городом. Для Руси был характерен скученно-гнездовой и гнездовой тип сельского расселения (село с "тянущимися" к нему деревнями). Отраслевая дифференциация не приняла форм резкого функционального размежевания западноевропейского типа. Города военно-политического происхождения с приусадебным типом застройки имели условия для занятий не только ремеслом, но и сельским хозяйством. Вместе с тем города были торгово-ремесленными центрами обычно значительных по радиусу районов. Для ХVI в. выявлено 210 названий городских ремесел; для начала ХVII в. – 250 при численном преобладании специальностей, связанных с изготовлением съестных припасов, производства одежды, ткани и домашней утвари. Организация ремесленного производства находилась в рамках уровня простой кооперации, но в XV в. начали возникать новые переходные формы типа казенных мануфактур, обеспечивающих нужды царского двора и армии.

Рассмотрим особенности их организации на примере Хамовных (текстильных) дворов:

  1. отсутствие четкой ремесленной специализации, выполнение хамовной повинности связывалось с владением в слободе двора и земельного участка;
  2. население не было закрепощено; была возможность заниматься торговлей и другими промыслами (предоставление льгот);
  3. производство не было связано с рынком, носило убыточный характер, не выходило за рамки вотчинного хозяйства.

Хамовные дворы, являясь национальной формой организации ремесла, претерпели эволюцию от уровня индивидуального производства на дому до становления замкнутого производства с попредметным разделением труда в специальном помещении, то есть от рассеянной до смешанной и централизованной мануфактуры.

Наряду с казенными в XVII в. появились купеческие мануфактуры (металлообработка, кожевенные, керамические и текстильные), где преимущественно использовался вольнонаемный труд (крестьян на оброке). Наемный труд применялся и в ремесленном производстве (захребетники и подсуседники).

Развитие ремесла сопровождалось усилением его территориальной специализации. К ХVII в. складывается ярко выраженная территориальная структура экономики.

1. Ремесленные центры:

Тульско-Серпуховский район, Устюжна, Тихвин, Заонежье, Устюг Великий, Урал и Западная Сибирь – центры по производству железа. Наиболее активными предпринимателями в добыче и переработке руды были крестьяне, реже феодалы и государство, монастыри;
Тула – оружейное производство;
Ярославль, Нижний Новгород, Ржев, Псков, Смоленск – обработка льна и производство полотна.

2. Сельскохозяйственные центры:

Черноземье и северное Поволжье – выращивание хлебов;
западные и северо-западные районы – производство технических культур (лен и конопля).
Рост производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, углубление общественного разделения труда и территориальной специализации приводили к неуклонному расширению торговых связей. Торговля велась на ярмарках и рынках. Со второй половины XVI в. начали складываться крупные областные рынки, в XVII в. торговые связи существовали уже в национальных масштабах.
Установление и расширение экономических связей между всеми хозяйствующими субъектами, а также между отдельными рынками в масштабах страны означало складывание всероссийского рынка.

Однако в целом экономическое развитие Московского государства в конце XVI-нач. XVII вв. было сопоставимо с XIII-XIV столетиями в Западной Европе. При отсутствии хороших сухопутных сообщений и замерзаемости рек торговый оборот шел очень медленно; торговый капитал часто оборачивался только один раз в год. Дороги, непроезжие из-за топей и лесов, также были опасны по причине грабежей. Кроме того, тяжелым бременем на торговлю ложились всевозможные торговые сборы, таможенные пошлины, проездные, тамга, мостовщина, мыт и пр.
Важной характеристикой русского купечества была его роль посредника-оптовика: скупка товара у ремесленников и крестьян для последующей перепродажи с прибылью. Это определялось:

  1. недостатком капиталов и кредита у основной массы торговцев;
  2. низкой покупательной способностью населения, не допускающей узкой специализации в торговле;
  3. традицией хозяйственного поведения, требующей хранения продуктов с запасом.

Профессиональное купечество было неоднородным. Купеческая элита состояла всего из 13 гостей, имевших капитал от 20 до 100 тыс. руб. Средний слой включал 158 человек гостиной и 116 человек суконной сотен, освобожденных от посадского тягла, но раз в 2-6 лет ( в зависимости от количества членов сотни) выполняющих правительственные поручения (покупка товаров для казны, несение таможенной и налоговой службы и т.д.). Низший слой составляли наемные работники.
Категории наемных торговых работников:

  1. приказчики, выполняющие функции компаньона;
  2. сидельцы, работающие в лавке на условиях контракта;
  3. разносчики, осуществляющие торговлю с “лотка” в “разноску”;
  4. люди, находящиеся в личной зависимости от купца (как правило, пленные: турки или татары).

Расширение торговли потребовало унификации денежной системы, характеризуемой параллельным хождением "новгородки" и "московки". Реформа 1535 г. Елены Глинской не только устранила имеющийся в стране денежный дуализм, но и установила государственный контроль над чеканкой монеты. Неразвитость денежных отношений прослеживается и на ростовщичестве. До ХVII в. рост процента по ссудам считался нормальным явлением. Указ 1626 г. ограничил срок взимания процентов до 5 лет, пока сумма процентов не составит полученную ссуду (то есть из 20 % годовых). Уложение 1649 г. вовсе запретило проценты на ссуды, но неофициально они продолжали существовать.

Недостаточная развитость системы экономических отношений потребовала формирования жесткой авторитарной системы управления как в центре, так и на местах. Старую примитивную систему управления с помощью введенных и путных бояр, а также учреждений приказного типа в середине XVI в. заменила новая приказная система, включающая специальные учреждения военного назначения, аппарат дворцового управления, финансовые и судебно-полицейские органы. Изменилась и система местного управления: была ограничена власть кормленщиков, появились новые должностные лица (городовые приказчики, губные и земские старосты, таможенные и кабацкие выборные головы). В таких условиях представители производящего класса оказались политически и граждански бесправными.

По своему положению сближаются различные группы зависимого населения, исчезает деление на оброчные и барщинные дворы. Однако появляются новые формы личной зависимости: принудительное кредитование при переводе с тяглой пашни на порожние и запустевшие земли; бобыльщина; полное и служилое холопство.

В наиболее благоприятном положении оказались казенные (черносошные) крестьяне, выполняющие только государственные налоги и повинности, в наименее благоприятном – церковно-монастырские и поместно-вотчинные крестьяне, несущие не только государственное тягло, но и исполняющие феодальную ренту в пользу хозяина. Расширение государственного аппарата требовало повышения доли государственных налогов (с 10 % в 1540 г. до 66 % в 1576 г., а с середины XVI в. до середины XVII в. размеры налогов повысились вдвое). Увеличилось и их количество. В это время взимаются дань, ямские деньги, примет (на строительство осадных сооружений), окупные (выкуп пленных), казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины, деньги на содержание иностранных послов, кормленый откуп и т.д. При Иване Грозном была установлена единая для всего государства мера определения доходности – "соха", зависящая от принадлежности и качества земли. Особые налоги вводились для содержания войска.

Укрепление экономики, ставшее прямым следствием образования Русского централизованного государства, привело к расширению внешнеэкономических связей. Однако их развитию мешала оторванность России от морей. Поражение в Ливонской войне (1558-1583 гг.) окончательно закрыло для страны путь на Балтику. Вместе с тем открытие Северного морского пути, завоевание Казани и Астрахани, постепенное освоение Сибири способствовали активизации внутренней и внешней торговли при посредничестве Англии и Голландии. Основную роль стала играть Архангельская ярмарка, торговля на которой носила преимущественно односторонний и меновый характер. Баланс торговли западных стран с Россией на Балтике и Белом море был пассивен, поэтому наряду с товарами западные купцы привозили деньги для покупки русских товаров. С Востоком торговля шла менее бойко. На рубеже ХVI-ХVII вв. торговый оборот с Западом достигал 150 тыс. рублей, а с Востоком – немногим более 4 тыс. рублей.

Включение России в сферу мировой торговли, по мнению Модельски и Томпсона, содействовало распространению длинных волн в отечественной экономике. Они носили экзогенный характер, а потому их основной движущей силой стало расширение государственного спроса. Импульс хозяйственному развитию в экономических циклах 1540-1590 и 1590-1640 гг. давали государственные реформы 1550 и 1620 гг. Они носили комплексный характер (одновременно военный, финансовый и административный), обусловленный необходимостью административного и финансового переустройства, вызванного удорожанием военных расходов вследствие существующей военной угрозы. Естественное в таких условиях отсутствие стимулов для частнопредпринимательской деятельности содействовало более глубокому, чем в Европе, проникновению государственной машины в сферу экономики.





 

Читайте также:

Хозяйственные реформы

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Экономика СССР

Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира. Общая характеристика эпохи

Развитие финансовой системы

Вернуться в оглавление: История экономики

Просмотров: 4206

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.81.192.214