Основные принципы ислама

Ислам, являясь одной из мировых религий, не признаёт суеверий, амулетов, идолопоклонничества. Некоторые явления, распространённые среди язычников, например колдовство, мусульмане понимают как преступление. Всё же в исламе важно выделить шесть столпов, обязательных для выполнения каждым мусульманином:

1. Шахад – исповедание веры в единого Бога Аллаха. В шахаде содержатся два догмата ислама: исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Иисус Христос (Иса) в исламе рассматривается не как Богочеловек, а как человек, являющийся великим пророком, которого Бог взял на небо. Отношение к Богу является в исламе настолько почтительным, что мусульмане находят неприемлемым рисовать человека и природу, поскольку они являются творениями Бога, которые несовершенному человеку не дано отразить в своём сознании, не нарушив их чистоты. Поэтому пейзажная и портретная живопись в исламе почти отсутствует, зато очень развито искусство орнамента.

2. Салят (от араб. молитва, по-персидски намаз) – пятиразовая молитва. Предписание молиться дано в Коране (сура 2 : аяты 43, 110, 238). Прежде чем приступить к молитве, мусульманин должен совершить ритуальное омовение и стать лицом к Мекке. Первоначально Мухаммад предлагал молиться, обратившись лицом к Иерусалиму, ибо этот город был священным для иудеев и христиан. Однако иудеи, видя в Мухаммаде не еврея, а араба, высмеяли такой поступок Мухаммада и вступили в контакты с его врагами, что способствовало формированию ислама как самостоятельной религии и чёткому отделению его от иудаизма, а следовательно, от христианства. Женщины совершают салят либо отдельно, либо позади мужчин.

3. Саум (по-турецки ураза; по-персидски рузе) – пост, соблюдаемый в священный месяц Рамадан. Смысл поста в месяц рамадан уходит к глубокой древности доисламской Аравии. Слово рамадан, или рамазан, происходит от арабского слова рамида – переводимое применительно к солнцу в значениях жечь, палить. Начало поста Рамадан у языческих арабов приходилось на июнь-июль, когда начиналось летнее солнцестояние, и стояла особенно жаркая погода. О необходимосте соблюдения поста указано в Коране (сура 2 : аяты 183-185).

4. Закят (от араб. очищение) – милостыня. Кто подаёт нуждающимся, тот очищает свою душу и имеет моральное право быть богатым. Смысл милостыни состоит в том, чтобы выразить благодарность Аллаху за материальное благополучие. Бедность же воспринимается как следствие гордыни, поэтому милостыню подают не столько из-за сочувствия к нищему человеку, сколько в силу надежды на благорасположение Аллаха к подающему. О необходимости закята сказано в Коране (сура 2 : аяты 43, 110).

5. Хадж – паломничество в Мекку. Каждый мусульманин, как минимум раз в жизни, должен совершить хадж. Предписание совершать хадж дано в Коране (сура 2 : аяты 196-197).

6. Джихад (от араб. усилие, усердие) – борьба за веру. Выдедяют малый джихад – это борьба с неверными – и великий джихад – борьба за собственное духовное совершенствование. Малый джихад, как прямая обязанность мусульманина, прописан в Коране (9 : 14, 38-39, 73). Надо отметить, что война с неверными в жизни мусульманина рассматривается как более важный шаг к Аллаху, нежели ночной намаз или дневной пост, однако без благословения родителей джихад недопустим. Вследствие джихада были почти полностью уничтожены зороастрийцы, несмотря на то, что они были людьми Писания, так же как и христиане или иудеи. В принципе, как обходиться с людьми Писания, ясно сказано в Коране (9 сура : 29-30 аяты). Также в Коране отмечается, что если народ не защищает ислам, то он будет уничтожен и заменён другим народом, который будет утверждать исламское вероисповедание (8 : 16; 9 : 38-40; 33 : 15-19). В силу таких обстоятельств история знает много примеров, когда исламские власти физически истребляли людей только по религиозным мотивам. Так, уместно вспомнить действия властей Османской империи в Аджарии, где население насильственно исламизировалось. Впрочем, тот мусульманин, который не воюет за ислам, может спастись, и его миролюбие по отношению к немусульманам не всегда может быть поставленным ему в вину; однако тот, кто воюет за Аллаха, возносится на более высокую ступень (4 : 94-95).

Немусульман в Коране делят на язычников и людей Писания. Под людьми Писания понимают, прежде всего, иудеев и христиан, однако часто к таковым людям относят и зороастрийцев, которым была дана Авеста. Писание не является книгой, созданной людьми, но есть Книга, данная Богом. Следовательно, люди Писания признают тот факт, что есть силы выше человеческих. К язычникам мусульмане относятся особенно неприязненно, в Коране они называются нечистью (9 : 28), стало быть, они не имеют права находиться в мечетях (9 : 17, 28). Более того, согласно Корану, они, если не пожелают отказаться от язычества, подлежат физическому истреблению (9 : 5). Самое же существенное состоит в том, что, умертвив язычников, запрещается их жалеть, молиться об упокоении их душ (9 : 80, 84). Не менее жёстко мусульмане относятся к неверующим, их в Коране отождествляют с мёртвыми (6 : 122).

Читайте также:

Символ Веры

Представления о человеке в культуре Древнего Египта

Культурные тенденции в Европе XIX века

Формирование представления о государстве

Основные проблемы цивилизованного общества в XXI веке

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ


double arrow
Сейчас читают про: