Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Олигополия и проблемы проникновения на рынок новых конкурентов

Олигополия представляет тип рынка, где действуют несколько крупных и близких по объему продаж и степени влияния компаний, которым противостоит основная масса покупателей. Доля отдельного производителя так велика, что изменение объема продаж любого их них ведет к колебаниям цен и оказывает определенное воздействие на поведение конкурентов, вызывая их ответную реакцию. Каждая компания может сама влиять на цены, как и при монополии, но рыночная цена определяется в результате действий всех продавцов.

Слово олигополия – это производное от  двух греческих слов: oligos – мало, немного; poleo – продаю. Таким образом олигопольный рынок - это прежде всего немногочисленность участников конкуренции, когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров, удовлетворяя спрос множества потребителей конкретного товара.  Большинство крупных корпораций действуют именно в системе олигополии. Это означает, что большая часть рынка захвачена несколькими суперпродавцами, а оставшуюся часть может делить между собой множество конкурентов. Пример олигополии – мыловаренная промышленность США, где при более 600 фирмах, производящих мыло, 60% рынка делят между собой 4 крупнейшие фирмы.

Как и монополистическая конкуренция, олигополия олицетворяет собой наиболее ярко выраженную форму переплетения монополии и конкуренции. Олигополистический рынок, практически монополизирован несколькими крупнейшими производителями, конкурирующими между собой. Речь идет о гигантских компаниях, вырастающих из рынка, мощь которых базируется на концентрации производства, техническом, технологическом и финансовом превосходстве, наличии высококвалифицированной рабочей силы, высоком качестве управления и ряде других факторов.

Формально олигополистический рынок нельзя считать абсолютно закрытым рынком. Олигополии вынуждены постоянно отстаивать свое положение на рынке, а это предполагает непрерывное совершенствование производства. Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила – это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли путем сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом. Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста – это эгоистическая заинтересованность в максимизации собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшится общая величина прибыли отрасли. Конкуренция не дает возможности отдельному производителю в течение длительного периода присваивать более высокую по сравнению с другими фирмами прибыль.

С этих позиций олигополия представляет собой форму монополизированного рынка. Господствующего положения уже укрепившихся на таком рынке фирм, создает определенные препятствия для проникновения на него новых продавцов. В результате концентрации производства и капитала практически во всех отраслях высокоразвитой экономики устанавливается определенная иерархия компаний. Распределение мест в отрасли происходит стихийно в ожесточенной конкуренции, когда проверяются возможности каждой компании в сфере производства и обращения, мощность их финансовой и научной базы. Быть лидером отрасли – это значит иметь возможность сильнее, чем другие, воздействовать на рыночные процессы. И это положение необходимо постоянно отстаивать, что предполагает непрерывное совершенствование производства. Чтобы удержать свое лидирующее положение, компании стремятся:

  1. найти возможность и средства для увеличения совокупного спроса;
  2. увеличить свою долю рынка, даже если он не растет в целом;
  3. постоянно снижать издержки;
  4. гибко защищать завоеванные позиции.

Конкурентные преимущества реализуются не только в снижении издержек и развитии производства, но и в дальнейшем усилении своих позиций на рынке (достижение монопольного положения). Крупные объединения соперничают с ограниченным количеством участников рынка. В современных условиях деление рынка на олигополистический и монополистический носит условный характер, поскольку олигополиям нетрудно установить монопольное положение, а чистой монополии на открытом рынке не существует. Производитель в своем желании укрепить собственные позиции на рынке всегда мечтает об ограничении конкуренции. Для олигополии характерно деление рынка между его участниками посредством сговора, который создает неблагоприятную ситуацию для потребителей.

Крупные компании, достигнув прочного положения на отраслевом рынке, препятствуют появлению на нем новых продавцов, используя для этой цели рыночные барьеры. Каждый рынок имеет свою специфику и характеризуется различной степенью сложности «входа» и «выхода». Острота конкуренции зависит от того, насколько трудно проникнуть и закрепиться на конкретном рынке. В этом отношении большую роль играет уровень капиталоемкости отрасли и структура издержек.

Конкурентная борьба идет за величину рыночной доли и постоянно существует опасность появления новых конкурентов из других отраслей. Наиболее эффеткивным способом создания труднопреодолимых барьеров для проникновения новых конкурентов в отрасль является концентрация производства, которая ведет к росту доли на конкретном рынке одной или нескольких фирм. В результате роста гигантских хозяйственных организаций, вытеснения с рынка менее мощных фирм достигается главная цель – ограничение конкуренции и сосредоточение экономической власти у нескольких субъектов рынка.

Барьером для проникновения в отрасль выступает собственность на невоспроизводимые ресурсы и монопольный доступ к источникам сырья. Любая монополия неразрывно связана с ограниченностью ресурсов, что ведет к концентрации в руках крупнейших компаний не только необходимого сырья, высококвалифицированных специалистов, нои результатов научных исследований. Это позволяет крупнейшим объединениям создавать непреодолимые барьеры для проникновения в конкретную отрасль и контролировать производство определенного товара.

На олигопольном рынке продукция может быть как дифференцированной (автомобили), так и недифференцированной (нефть, сталь, цемент). Главное значение здесь имеет то, что несколько фирм производят всю, или почти всю, продукцию отрасли. Для того, чтобы добиться низких издержек не единицу выпускаемой продукции, любое вновь вступающее в отрасль предприятие должно быть очень крупным производителем. Для этого потребуется вложить только в машины и оборудование огромные средства. Кроме того, потенциальных конкурентов могут исключить патентованием и лицензированием технологии, а также контролем над стратегическим для отрасли сырьем, что очень характерно для электроники, химической и алюминиевой промышленности. Для того, чтобы выйти на такой рынок, конкуренты должны заплатить владельцам патента за право использовать их технологию в своем производстве или изобрести собственную технологию, не защищенную уже существующим патентом. Дополнительным финансовым барьером для вступления в олигопольную отрасль могут быть огромные расходы на рекламу, что наблюдается в производстве сигарет.





 

Читайте также:

Бюджетная политика

Понятие о рынке

Ресурсы и факторы производства

Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми

Альтернативные затраты производства

Вернуться в оглавление: Основы экономики

Просмотров: 5867

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.161.234.183