Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Антимонопольная политика государства

Отношение собственности к различным формам несовершенной конкуренции в виде монополии или олигополии двойственно. С одной стороны, в условиях олигополии и тем более монополии объективно существует тенденция к ограничению объема выпуска продукции и росту цен. Кроме того, в монополизированной отрасли имеет место тенденция к сокращению ассортимента продукции по сравнению с отраслями, где действуют конкурентные фирмы. С другой стороны, поскольку монополизация всегда связана с большими масштабами производства, это обеспечивает снижение издержек на единицу продукции и в целом экономию ресурсов.

Весьма сильным аргументом в защиту монопольного и олигопольного производства является известный тезис о том, что только большие масштабы производства могут обеспечить успешное проведение научных исследований и разработок. Поэтом4у такие фирмы являются носителями научно-технического прогресса. Кроме того, монополии часто обеспечивают своим работникам достаточно благоприятные условия труда по сравнению с конкурирующими фирмами, и в этом случае часть ущерба, нанесенная благосостоянию всех потребителей продукции монополии, возвращается в форме определенного благосостояния ее работников.

Поэтому, сознавая все плюсы и минусы больших компаний, каждое правительство строит свою антимонопольную политику так, чтобы, с одной стороны, препятствовать любому проявлению антиконкурентного поведения, а с другой – не сдерживать развитие крупномасштабных производств.
Эффективная политика в области конкуренции предполагает несколько способов борьбы с монополиями или олигополиями. Наиболее действенный способ – это открытие внешнеторговых границ, поскольку свободная международная торговля создает сильную конкуренцию на внутреннем рынке. В большинстве стран правительства применяют законы, запрещающие сговор между производителями в целях установления цен т осуществления монопольной деятельности, а также запрещение слияния компаний, если оно может привести к возникновению монополии или олигополии.
Первый антимонопольный закон в России «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» появился в 1991 году. Этот закон устанавливает следующее:

  • запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
  • запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничить доступ на рынок конкурирующим фирмам;
  • подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
  • контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике.




 

Читайте также:

Понятие о рынке

Макроэкономичекие показатели

Идеальная модель рыночной экономики

Ресурсы и факторы производства

Условия нормального функционирования рынка

Вернуться в оглавление: Основы экономики

Просмотров: 4512

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам