double arrow

Стадии цикла профессионализации

С момента начала самостоятельной работы человек приобретает профессиональный опыт. Он является частью жизненного опыта и складывается из приобретенных навыков при решении профессиональных проблем.

Стадии профессионализации личности в цикле овладения одной профессии

  1. Оптант – это человек, выбирающий профессию, карьеру и является потенциальным субъектом труда.
  2. Адепт – это человек, который учиться, осваивает азы профессиональных знаний и умений.
  3. Адаптант – человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу ( социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, которая может изменить систему ценностей и личность человек (Я, личностная адаптация).
  4. Интерн (Интернал) – это человек, который освоил профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период обычно длиться достаточно долго и перейти к следующему уровню, зависит от человека.
  5. Мастер – человек, овладевший вершиной профессионального мастерства и который выполняет сложные профессиональные задачи.
  6. Авторитет – тот же мастер, который обладает лидерскими качествами и умеющий оказывать влияние на коллектив.
  7. Наставник – человек, который за 50 лет, владеющий вершинами мастерства и умеет донести или передать свой опыт людям.

Переход с одной стадии на другую сопровождается ростом профессионального опыта. Длительность прохождения каждой стадии может варьироваться в зависимости от сложности профессии, от мотивации, способности, и даже случайных жизненных обстоятельств.

Даже оставаясь в рамках одной профессии, субъект труда вынужден систематически оказываться в роли оптанта или адепта.  Обновлять свой профессиональный опыт, каким бы он ни был.

Читайте также:

Стороны общения

Возрастные изменения психических функций

Структура личности в профессиональной психологии

Виды профессиональной компетентности

Правило установления личного контакта с собеседником

Вернуться в оглавление: Профессиональная психология


Сейчас читают про: