Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?", молодой человек формирует: Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции "повышенной подверженности (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) - влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы. Юношеский возраст представляет собой как бы "третий мир", существующий между детством и взрослостью, т.к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность. Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "Я". Становление самосознания происходит по нескольким направлениям: В древнеиндийском эпосе формулу любви выразили так: "Потребности души рождают дружбу, потребности ума уважение, потребности тела - сексуальное желание. А все три вместе рождают любовь"; т.е. любовь = дружба + уважение + секс. Любовь с первого взгляда возможна, она вырастает из влечения, появившегося в начале знакомства и усиливается потом дружбой, взаимоуважением. Если же влечение не подкрепляется дружбой, уважением, взаимопониманием, то влюбленность уходит, не перерастая в любовь. Влюбленность - это состояние, когда из "всех трех составляющих любви" в чувстве человека отсутствуют "потребности ума", что обусловливает своеобразное "опьянение чувством" с потерей ответственности и аналитических мыслительных способностей, в результате человек не задумывается о последствиях, не замечает недостатков избранника, не имеет взаимного уважения и осознания личностных качеств друг друга ("Слепота влюбленных"). Влюбленность может перерасти в любовь (если к чувству влюбленности присоединится взаимоуважение и взаимопонимание), а может и угаснуть (что чаще бывает). Влюбленность сравнительно легко возникает и естественным путем, а также в результате "своеобразных ловушек влюбленности": Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов: В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я" или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента: Критерии самосознания1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); В структуре самосознания можно выделить: В целом можно выделить 3 пласта сознания человека: Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: От уровня смыслового отношения к другим людям зависят деятельность, поведение, общение человека. Интересно заметить, что культура определенного общества зовет к определенным идеалам, к определенному уровню смыслового отношения к людям. Так, традиционно русская культура стремилась к ценности милосердия, духовности, стремилась к зстохолическому уровню ценностей и отношений, взывала к совести человека, к Богу. Культура советского социалистического общества проповедовала классовую целесообразность, жесткость к инакомыслящим, к классовым врагам", т.е. тяготела к группоцентрическому уровню ценностей и отношений ("Кто не с нами, тот против нас"). Западная культура культивирует уважение к правам, самосознанию личности, к чести, достоинству, к закону, стремится к просоциальному уровню ценностей и отношений к людям. Все эти уровни отношений как-то представлены у каждого человека (либо в качестве ситуационных реакций, либо в качестве устойчивых, личностно присвоенных реакций, которые входят в структуру личности, или в качестве личностных ценностей, осознанных убеждений ("Я на том стою, и не могу иначе"), но встает вопрос, что преобладает, что выигрывает в конфликте, какой уровень (эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный, эстохолический) определит поведение человека. |
Психика как субстанция и психика как субстрат Воля как характеристика сознания Вернуться в оглавление: Психология |