Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Часть I. БЫТИЕ, СОЗНАНИЕ, ПОЗНАНИЕ

Раздел 1. Философский смысл категории «бытие»

Учение о бытии получило название «онтология» ( от греч. ontos – сущее и logos – учение). Этот термин ввел в XVII в. немецкий философ Г.Гоклениус. Философия использует термин «бытие» для определения не просто существование, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бытие» получает в философии особое содержание, понять которое возможно, только обратившись к философской проблеме бытия.

Проблема бытия принадлежит к так называемым «вечным вопросам» философии, поскольку она касается наиболее существенных параметров человеческой жизни, а следовательно, и мировоззрения человека. Вопрос о сущности бытия, способах и формах его существования рассматривался уже философами Древнего мира. Так, древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие – это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления. Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космологический огонь Гераклита в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.

В современной философской мысли также существуют противоположные взгляды относительно сущности бытия. Так, экзистенциализм, который обрел значительное влияние в 20-60-х годы ХХ в., объектом философии признает внутреннее бытие человека, которое имеет название экзистенция. Экзистенция – это иррациональное в мире человека, составляющее его неповторимость и противостоящее «предметному бытию». Неотомисты высшей реальностью признают «чистое бытие», понимая его как божественное первоначало, имеющее духовное содержание. Представители неопозитивизма считают, что отношение мышления к бытию является псевдопроблемами, поскольку философский анализ не распространяется на объективную реальность, а ограничивается лишь непосредственным опытом или языком.

Современная материалистическая философия понимает бытие как такую категорию, которая охватывает все сущее – как материальные, так и духовные феномены. Бытие не отождествляется и не сводится лишь к материальным образованиям, а включает в себя и мир человеческого духа, все духовные явления, которые по своей сути являются идеальными. Вместе с тем следует помнить, что бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет опреде­ленную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные, формы бытия.

1) бытие природы, которое детализируется и в свою очередь разделяется на бытие девственной природы (т. е. бытие вещей и процессов, которые существуют независимо от человека и его дея­тельности) и на бытие рукотворной природы (или бытие вещей и процессов, созданных людьми). Природа безгранична в простран­стве, времени и вечна. Вторая, или очеловеченная природа зависи­ма от первой. С одной стороны, во второй природе воплощен ма­териал первой, иными словами объективная, первичная реаль­ность, с другой — в ней воплощены труд, воля и знания человека, его душа. Вторая природа — это орудия и условия работы, средства связи, потребности человеческого духа — все то, что составляет цивилизованное бытие, материальную и духовную культуру;

2) бытие человека, в котором для удобства анализа следует вы­делить телесное существование человека как части природы и специфическое человеческое бытие.

Человек является частью природы и в этом отношении под­чиняется действию ее законов. Наличие тела предопределяет смертность человека, он втянут в диалектику бытия — небытия и, как все тела природы, проходит состояния возникновения, ста­новления и гибели. Человеческое тело, как и все тела природы, подвержено действию закона сохранения вещества и энергии, т. е. его составляющие переходят в другие состояния естественной природы. Для существования человеческого тела необходимо повседневное его воспроизведение (питание, защита от холода и других опасностей). Материализм уделяет этим фактам первооче­редное внимание, считая, что материя первична, а дух, созна­ние — вторично. Для того чтобы мыслить, необходимо обеспе­чить жизнь человеческому телу. Отсюда — необходимость со­хранения жизни, самосохранения человека и выживания челове­чества, а это выражается в потребности иметь питание, одежду, жилье, чистую окружающую среду;

3) бытие духовного, которое существует как индивидуализиро­ванное духовное и объективное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие индивидуализированное духовное — это внутренний мир человека. Он охватывает сознательное и бессознательное. При таком подходе (который, кстати, не является единственным) дух — понятие, тождественное индивидуальному сознанию, а в узком понимании — это мышление. Сознание — это способность головного мозга человека целенаправленно отражать бытие мира, преобразовывать его в образы и понятия. Оно существует как не­видимый процесс впечатлений, ощущений, переживаний, мыс­лей, а также идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов. Сознание имеет необратимый характер, быстротечный и неодно­родный. По форме этот процесс хаотичен, но вместе с тем у него есть определенный порядок, устойчивость, структура, та или иная степень дисциплины и воли.

Сознание человека является одновременно и его самосозна­нием, т. е. осознанием своего тела, мыслей и чувств, своего отно­шения к другим людям и своего положения в обществе, т. е. самопознания. Самосознание — это своеобразный центр нашего сознания.

Специфика индивидуального сознания — в его смертности, но некоторые его части преобразуются во внеиндивидуальную духовную форму, а также становятся достоянием других людей. В поступках объективируются фрагменты человеческого созна­ния, по ним судят о замыслах, мотивах, целях, идеях людей. Спе­цифика внеиндивидуального духовного бытия состоит в том, что его элементы сохраняются, совершенствуются и свободно пере­мещаются в социальном пространстве и времени;

4) бытие социального, которое делится на бытие отдельного человека в обществе и бытие самого общества. Каждый человек непрерывно вступает в контакт с другими людьми, является чле­ном разных социальных групп: семьи, производственной общно­сти (коллектива), нации. Таким образом, он существует в тесной связи с другими индивидами. Вся деятельность людей осуществ­ляется в рамках, присущих данному социуму общественных от­ношений: политических, правовых, экономических, моральных и др. Диалектика социального бытия более детально будет рассмот­рена в теме «Философский анализ общества».

Итак, категория «бытие» — это предельно общая философская абстракция, которая объединяет по признаку существования разно­образнейшие явления и процессы природы, человеческие общности и отдельных людей, социальные институты, уровни, формы и состоя­ния человеческого сознания. И хотя эти явления и процессы отно­сятся к различным сферам бытия, все они объединены опреде­ленной общей основой. Но можно ли говорить о единстве бес­предельно разнообразного мира? Отвечая утвердительно на этот вопрос, мы приходим к представлению об общей основе всего су­щег





 

Читайте также:

Чувственное и рациональное познание

Раздел 4. Специфика, уровни и формы научного познания

Вернуться в оглавление: Социально-философская проблематика

Просмотров: 1259

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.145.223.197