Проводятся различия между первичными и вторичными отношениями. Первичные — интимные контакты лицом к лицу. В изучении социальной дистанции важна степень психологической близости, которая способствует легкости, спонтанности взаимодействия. Социальное взаимодействие — это скорее взаимодействие персонификаций, чем реальных личностей. Создание персонификаций основывается на том, что известно относительно данного индивида. Взаимодействие строится на предположениях, которые делает один участник относительно другого. Но ни один человек никогда не понимает полностью другого. Он может лишь наблюдать различные сенсорные сигналы (жесты и действия) и делать на их основе выводы. Если социальная дистанция значительна, человек видит в другом частный случай определенной социальной категории. Во вторичных отношениях особенности личности партнера или не относятся к делу, или имеют второстепенное значение. Социальная дистанция достигает максимума в ситуациях, где каждый человек держится «себе на уме». Вежливость — способ скрывать собственную личность. Коммуникации в таких обстоятельствах большей частью символичны и формальны. Некоторые социологи осуждают вторичные контакты как нежелательные. Но большинство вторичных отношений не являются недружественными. Такова природа большинства социальных контактов в современных массовых обществах. Во взаимоотношениях, где социальная дистанция минимальна, представление о другом человеке высоко индивидуализировано, и при контактах с ним принимаются в расчет его идиосинкратические черты.
В таких случаях создаются уникальные персонификации.
Если во вторичных отношениях о человеке становится известно
только то, что существенно для выполнения определенного действия, то в первичных отношениях каждый знаком со взглядами При сходных обстоятельствах различия в поведении обычно обусловлены различиями в определении ситуаций. По мере того как люди ближе узнают друг друга, они в состоянии говорить более искренне и благодаря этому лучше понимают «картину мира» каждого. Каждый человек реагирует несколько иначе, чем другой, од нако его особенности становятся более понятными, когда выясняется его определение ситуации. Чем полнее один человек понимает своеобразие другого индивида, тем легче ему себя с ним идентифицировать. При вторичных контактах взаимоотношения людей часто основываются на взаимной полезности. Если люди постоянно общаются и добросовестно исполняют
конвенциальные роли, это не обязательно ведет к сокращению
социальной дистанции. Такие контакты способствуют сокращению социальной дистанции, так как облегчают «чтение» выразительных движений. Символические коммуникации создаются намеренно и контролируются сознанием; они предназначены для того, чтобы произвести определенное впечатление. Но экспрессивные движения не поддаются контролю. Просоциальное поведение — действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной пользы для людей, их совершающих. Это явление привлекло особое внимание социальных психологов в 1960-х гг. Событие, давшее ход исследованиям, произошло в 1964 г.
в Нью-Йорке, когда было совершено нападение на девушку, возвращавшуюся с работы. Шаг 1. Наблюдатель должен осознать чрезвычайность ситуации.
Чтобы сделать первый шаг к оказанию помощи, мы должны перевести свое внимание с собственных дел на происшествие. Просоциальное поведение мотивируется желанием улучшить
собственное эмоциональное состояние; Дж. Филипп Раштон и другие психологи эволюционисты делали акцент на том, что мы неосознанно реагируем на генетическое влияние. Агрессия — намеренное причинение какого-либо вреда другим людям. Теории агрессии.
Первое объяснение агрессии: люди совершают насилие, потому
что это заложено в их природе.
З. Фрейд утверждал, что агрессию порождает в основном сильное
стремление к смерти или инстинкт смерти (Танатос), свойственный
всем людям.
К. Лоренц предположил, что агрессия берет свое начало в унаследованном инстинкте борьбы, которым обладают как человеческие
существа, так и животные.
Социальные психологи отрицали точку зрения, что агрессия основывается на врожденных инстинктах.
Исследования показали, что некоторые формы агрессии варьируются в разных странах.
Даже если агрессия частично и основана на врожденных стремлениях, они подавляются социальными и культурными факторами. Противоположный взгляд на агрессию содержит теория социального научения: агрессия —приобретенное социальное поведение. Когнитивные теории агрессии, роль сценариев, оценки и эмоций. Когнитивные факторы играют ключевую роль в формировании
ответной реакции. Неприятные происшествия сопровождаются негативными эмоциями. Согласно когнитивным теориям агрессии, агрессивное поведение основывается на сложном взаимодействии настроения,
опыта, мыслей и воспоминаний. Поскольку индивид является членом той или иной социальной группы, подход к нему строится на изучении групповой специфики. В практической жизни встречается и наивное психологическое воздействие, когда между внушающим и толпой возникает слепая, лишенная смысла зависимость. Психологи видят во внушении установку на моторную реакцию, вызов определенного действия. Проблема состоит в соединении функций подчинения с воспитанием инициативы, необходимой для выполнения заданий. Воспитание инициативы требует самостоятельности и сопротивления чужой воле. Его преодоление пытаются осуществить воспитанием доверия к руководителю, личной преданности, устранением обстоятельств, вызывающих раздражение. А. Бандура считает подражание родом социального научения. Организм человека воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение. Американский психолог Ф. Скиннер, предлагая свой вариант управления обществом, исходит из того, что свобода и автономия личности являются иллюзорными. Все мы зависим от окружающей среды, и выработка того или
иного типа поведения невозможна без использования внешних
«подкрепляющих факторов», которые создают впечатление о свободном обществе.
Наши представления о личной самостоятельности, о свободе
воли и решения своей судьбы проистекают из незнания истинных
причин того или иного поведения. Нужны специалисты по планированию поведения человека, которые помогли бы гармонизировать развитие личности, достичь ее процветания. |