1. Понятие общенияПри всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли. Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами. Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт. Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен. Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать. Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции. В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются. Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов. Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех,
кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.
Конвенциальные роли стандартизованы и безличны. Участвующие в согласованном действии люди одновременно
взаимодействуют на языке двух систем жестов.
Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются
конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.
В то же время особая личностная ориентация каждого дей- Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую. Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому. В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Выделяют различные виды общения, которые чаще всего
определяются спецификой обратной связи.
Общение может быть непосредственным и опосредованным,
межличностным и массовым.
Непосредственное общение — это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
Непосредственное общение является наиболее полноценным
видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами
массовой коммуникации. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция — «соглашение»). Следующий уровень общения — информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям
и окружающему миру в целом.
Функций общения определяются по различным критериям:
эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик); установления общности,
инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному,
установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.
Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов
(когнитивная деятельность), волевых процессов (активность),
эмоциональных процессов (эффективность). 2. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общенияПонятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация — это акт и процесс установления контактов
между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Данное понятие часто употребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации (средствам
массовой коммуникации). Человек, передающий информацию, — коммуникатор, человек, воспринимающий ее, — реципиент. В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда
данные функции жестко закреплены за субъектами в течение
определенного времени. Однако специфика именно межличностного информационного обмена значительна. Она определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства
и времени на передачу содержания информации. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55%. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. Наиболее значимы кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
Следующие виды невербальных средств общения связаны
с голосом, характеристики которого создают образ человека,
способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку —
дистанции, характерные для североамериканской культуры.
Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых
близких людей; Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии — интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.
Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого
человека и зависят от него.
Психологическая совместимость — важный фактор успешного
общения субъектов взаимодействия.
Под психологической совместимостью в социальной группе
понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально
возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.
А. Б. Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими К. Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека.
Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность.
Интровертированному типу личности присущи стремление Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность
во всем.
При взаимодействии доминантного и недоминантного собесед- Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы
уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения. Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка
людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп,
социальных общностей и т. д. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны:
субъективную и объективную.
Процессы социального восприятия существенно отличаются Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему
с симпатией и сочувствием; Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса;
качество отношений; |