Вопрос спасения от смерти

И тогда наступит венец всего -
Конец смерти, конец невежества.

Шри Ауробиндо

В конце 1953 г. произошло событие почти такое же драматическое, как воскрешение Лазаря от смерти Христом. Я слышал о нем от ряда людей, включая человека, которого это наиболее близко касалось, «Лазаря» данного случая, В.Радхакришны. Затем я, наконец, получил факты, представленные его дочерью Виджайей, которая записала подробности случившегося в дневник, где она вела записи о том, что она знала о Саи Бабе. Пока она рассказывала мне то, что знала, она держала дневник перед собой.

В.Радхакришне, который был владельцем завода и хорошо известным гражданином в Куппаме, Андрапрадеш было 60 лет, когда в 1953 г. он посетил Путтапарти. С ним поехала его жена, его дочь Виджайя с мужем К.С.Хемчандом. Виджайе было 18 лет, и она недавно вышла замуж. Ее отец, как она мне сказала, в это время страдал от язвы желудка с различными осложнениями. Он действительно был очень плох. И одна из причин, по которой он посещал ашрам была надежда, что он сможет получить облегчение от своих страданий, ибо он был знаком с Бабой.

Большой религиозный праздник Дасары был в самом разгаре, и много людей посещали Путтапарти. В.Радхакришне была предоставлена комната в том же здании, где жил Свами, и он все время проводил в постели. Однажды, когда Баба посетил его, Радхакришна сказал, что предпочел бы умереть, чем продолжать так страдать. Свами рассмеялся и не пообещал ни излечить его, ни позволить ему умереть.

Однажды вечером Радхакришна вошел в кому, и дыхание его было, как дыхание умирающего. Обеспокоенная жена помчалась к Свами. Он вошел в комнату, посмотрел на больного и сказал: «Не беспокойтесь, все будет хорошо», и ушел. На следующий день больной все еще был без сознания. Хемчанд, зять, привел медбрата, который, сделав осмотр, не смог найти пульс и высказал мнение, что Радхакришна настолько близок к смерти, что нет никакой возможности спасти его.

Час спустя больной похолодел, три обеспокоенных родственника услышали, как они посчитали, «предсмертный хрип» и увидели, как он посинел и окостенел. Виджайя и ее мать пошли к Бабе, который был в это время наверху в своей столовой. Когда они сказали ему, что Радхакришна по-видимому мертв, он засмеялся и ушел в спальню. Виджайя и ее мать вернулись к себе в комнату и стали ждать. Спустя некоторое время пришел Свами и посмотрел на тело, но снова ушел, не говоря ни слова.

Это было вечером второго дня, с тех пор как Радхакришна находился без сознания. Прошла следующая ночь, когда все трое бодрствовали и с беспокойством следили, ожидая признаков возвращения жизни. Но признаков не было. Однако они еще верили, что Баба каким-то образом спасет Радхакришну, так как он сказал, что все будет в порядке.

На утро третьего дня тело еще более стало походить на труп - темное, холодное, совершенно твердое и начало пахнуть. Люди, которые приходили навестить семью и выразить соболезнования, сказали жене Радхакришны, что нужно вынести труп из ашрама, но она ответила: «Нет, пока Свами не прикажет». Некоторые даже пошли к Бабе и предложили сделать это, так как человек был мертв и тело пахло разложением, его полагалось либо отправить обратно в Куппам, либо кремировать в Путтапарти. Свами просто ответил: «Посмотрим».

Когда жена Радхакришны пошла наверх сказать Бабе о чем говорили ей люди и спросить его, что она должна делать, он ответил: «Не слушай их и не бойся; я здесь». Затем он сказал, что придет посмотреть ее мужа снова. Она спустилась вниз и стала ждать вместе с дочерью и зятем у тела. Проходили минуты, прошел час, но Свами не пришел. Затем, когда они начали приходить в отчаянье, дверь открылась. Там стоял Баба в красных одеждах, с густыми волосами и со сверкающей улыбкой. Это было в половине третьего того дня, когда миссис Радхакришна пошла к Бабе. Обе женщины были в слезах, они были подобно Марфе и Марии, сестрам Лазаря, плачущим перед своим господином, который пришел слишком поздно, как они думали.

Баба мягко попросил плачущих женщин и печального Хемчанда покинуть комнату. Когда они ушли, он закрыл за ними дверь, они не знают - никто не знает - что случилось в этой комнате, где находился только Свами и мертвый.

Но через несколько минут Баба открыл дверь и позвал ожидающих войти. С кровати на них смотрел Радхакришна и улыбался. Удивительно, жестокость смерти исчезла, возвращался естественный цвет тела. Баба подошел, погладил больного по голове: «Поговори с ними, они волнуются». «Почему волнуются?» - спросил Радхакришна удивленно, - «я в порядке. Вы здесь». Свами повернулся к жене: «Я вернул вам мужа,» - сказал он, - «теперь принесите ему выпить горячего».

Когда она принесла, Свами сам напоил Радхакришну с ложечки. В следующие полчаса он оставался там, укрепляя человека, которого он «поднял». Затем он благословил всю семью, положив руку на голову жене Радхакришны, и вышел из комнаты.

На следующий день больной был достаточно окрепшим, чтобы пойти в бхайян. На третий день он написал семистраничное письмо одной из своих дочерей, которая была в Италии. Семья оставалась еще несколько дней в Прасанти Нилайям, затем с разрешения Бабы вернулась домой в Куппам. Язва желудка и ее осложнения исчезли навсегда.

Когда я говорил с Радхакришной об этом, я спросил, помнит ли он что-либо о том времени, когда он был без сознания и по внешнему виду походил на мертвого. Он ответил: «Нет. Когда я пришел в сознание снова, я подумал сначала, что это был тот же самый день. Позднее мне сказали, что я был уже три дня без сознания, что я был мертвым и начал вонять. Но Свами может делать все, что он пожелает. Он - Бог».

Когда человек мертв? Знает ли это кто-либо? Некоторые, кто казался мертвым по всем медицинским показаниям, возвращались фактически в свои тела - часто, к сожалению, после захоронения, что доказывает свидетельство о движении «трупов».

Когда Иисус получил известие о том, что Лазарь мертв, он сказал своим ученикам: «Наш друг Лазарь спит, но я пойду пробудить его ото сна».

Сам Саи Баба, в прежние годы в Ширди, однажды покинул свое тело на 3 дня, он попросил близкого ученика присмотреть за его телом, сказав: «Я иду к Аллаху. Если не вернусь через 3 дня, то похороните меня на этом месте», - указав на священное дерево. Состоялось дознание. Официальные лица заявили о том, что Баба мертв и приказали похоронить труп. Но ученик вместе с другими стойко сопротивлялись приказу и не отдавали тело. Затем в конце третьего дня Саи Баба вернулся в свой облик и прожил в Ширди еще 32 года.

Когда Н.Кастури писал несколько лет тому назад о случае воскрешения Радхакришны из мертвых, Баба велел ему поместить слово «мертвый» в кавычки. Поэтому, возможно, мы и должны сказать здесь, что Радхакришна был очень близок к смерти, более чем наполовину прошел двери смерти, когда Баба позвал его обратно к жизни. Возможно, то же самое можно сказать о Лазаре.

Некоторых людей Баба спас от серьезных болезней или на пороге смерти. Других - нет. Почему он использует свою чудотворную силу исцеления для одних и не использует для других? Почему он не исцеляет всех, не спасает всех от смерти? Многие люди задают эти вопросы.

Таким же образом можно спросить, почему Христос не излечил все болезни вокруг себя в свое время. И почему Лазарь был единственным, кого он вызвал обратно из могилы? Делал ли Иисус, а позднее Саи Баба специальное усилие против силы смерти для любимой им семьи, преданных ему людей? Возможно, но я думаю, здесь есть что-то большее, чем это.

Когда Иисусу сообщили, что Лазарь болен, он сделал загадочное замечание: «Эта болезнь не для смерти, а во славу Господа, чтобы Сын Бога прославился». Поэтому то, что при обычных условиях было бы заболеванием, ведущим к смерти, может являться случаем для прославления Бога через труды Бого-человека. Затем, существует также сложный вопрос кармы. До какой степени специфическое нездоровье или приближение смерти является кармическим и насколько далеко Богочеловек должен вмешиваться в карму больного?

Внутри одной и той же семьи существует два случая; один, когда, по-видимому, требования кармы можно отложить, так сказать, на время; и другой, когда более разумно - не вмешиваться.

Однажды, когда мать Венкатамуни, почти 80-ти лет, была настолько близка к смерти, что все родственники были предупреждены о ее конце, его жена Сушила взяла джаппамалу, данную ей Саи Бабой, и положила ее на грудь старой женщине. Баба сказал Сушиле, что джаппамала может использоваться в экстренных случаях для исцеления.

Больной немедленно стало лучше. Это случилось вечером в 10 часов, и когда на следующее утро несколько близких родственников прибыли, вызванные сказать старой женщине последнее прости, она спросила удивленным тоном, почему они пришли. Она вскоре стала здоровой и прожила еще несколько лет.

Позднее, однако, когда один из сыновей Г.Венкатамуни, эпилептик, сильно заболел и, казалось, умирал. Сушила решила использовать джаппамалу Саи Бабы, чтобы попытаться спасти мальчика. Она пошла принести ее оттуда, где она лежала среди других вещей в ящике. Но вернулась без нее, сообщив своему мужу удивленным голосом, что она не могла удержать джаппамалу. Она пыталась поймать ее несколько раз, но каждый раз она как-то ускользала из ее рук. Она не могла объяснить эту странную вещь, это было выше ее понимания. Что могло это значить? Поговорив, муж и жена могли только решить, что по какой-то причине Баба не хотел, чтобы амулет использовался в этом случае.

Мальчик умер. Вскоре после этого родители пошли навестить Бабу. Они часто слушали его мудрые слова о действительной природе смерти, однако, они были всего лишь люди, и у них были печальные лица. Более того, они были обижены, что сам Саи Баба был далек от скорби; фактически, он был веселым и даже улыбался.

Он сказал им: «Вы не должны печалиться о мальчике. Я только что видел его, и он очень счастлив «там». У него была небольшая карма на земле, и когда он закончил ее, он был готов уйти. Для него это было гораздо лучше».

Тогда родители поняли, что они в действительности сожалели только о себе в своей потере. Они были рады узнать, что мальчик, которого они любили, который казался мертвым, в действительности жив и находится далеко за пределами своего страдающего физического тела. Вера четы Венкатамуни в Саи Бабу ни на секунду не поколебалась. Но есть верующие, чья вера колеблется, когда кто-то из близких и любимых умирает.

Некоторые рассказали мне об этом, говоря, что ситуация часто ухудшается скептически настроенными родственниками, которые говорят: «Почему Саи Баба не спас его?» Даже вера глубоко преданных и высоко интеллектуальных последователей может пострадать от отчаяния при трагических обстоятельствах.

Например, у В.Хануманта Рао, упомянутого выше, был больной сын, у которого развился полиомиелит в возрасте шести месяцев. Что еще ухудшало обстоятельства, это то, что мальчик был единственным ребенком.

Супруги Хануманта Рао встретили Саи Бабу, когда их сыну было около четырех лет. Молодой, любящий Свами стал одним из членов семьи. Но он удивил чету тем, что часто обращался к их сыну как «мой мальчик» и всегда называл мальчика «Шива», хотя его имя в действительности было «Исвари Прасад Даттатрейя». Свами часто говаривал им: «Шива - это веревка, которая свела нас вместе и держит нас». Родители не понимали этого и многие другие выражения молодого Свами, но он совершал чудеса в их присутствии, и они сильно надеялись, что он исцелит их сына.

Мальчик был очень счастлив, когда приходил Баба, но состояние его здоровья ухудшалось. Полиомиелит повлиял на мозг; были частые приступы, и через несколько лет маленький «Шива» умер. И с его смертью веревка была разорвана. Лишенные ребенка родители перестали видеться с Саи Бабой. Без сомнения, они чувствовали, что он как бы предал их.

Однако, время, которое они провели с ним, его возвышенное духовное впечатление, его молчаливые и устные наставления произвели глубокое влияние на них. Вскоре после смерти их любимого сына Хануманта Рао потратил большую часть своего состояния для организации и поддержания в Мадрасе ортопедического центра для детей с увечьями от полиомиелита. Центр, один из нескольких такого типа в Индии, был назван в честь маленького мальчика, Ишвари Прасад Даттатрейя, для которого он был памятником. Там детям оказывается терапевтическое, хирургическое и реабилитационное лечение и дается регулярное образование. Он находится на берегу реки Адьяр, как раз напротив Штаба Теософического Общества, и я несколько раз заходил туда, чтобы встретиться с Хануманта Рао. Я наблюдал радость, которая освещала лица молодых инвалидов, когда старый бизнесмен входил в палаты или классные комнаты. Также я видел их в инвалидных колясках или поддерживаемых рамами и костылями, с глубоким почтением приветствующих бюст маленького Исвари, который стоит у входа в больницу. Они чувствуют, что, в некотором роде, он не умер для них; что именно его дух принес им современную научную помощь в их страданиях и надежду на более счастливую жизнь.

Когда эта надежда победила великую печаль и повернула родителей к творческой цели, с их глаз как-будто спала пелена. Они увидели, насколько неправы были они, обвиняя Саи Бабу в том, что он не сохранил мальчика живым. Как-то Хануманта Рао сказал мне: «В мире должно быть страдание, оно в природе вещей, так как человек сам причиняет его себе». Они понимают, что одно духовное лицо не может снять карму с плеч человека и что много хорошего может, в действительности, происходить из того, что кажется злом с нашей ограниченной точки зрения.

Поэтому супруги Хануманта Рао вернулись к тому, кто является для них сегодня фокусом божественности на земле, и они находятся среди его наиболее преданных учеников. У себя дома они держат специальную спальню для Саи Бабы. Комната никогда не отдается кому-то другому и они постоянно молятся о том, чтобы Баба удостоил ее когда-нибудь своим присутствием.

Моя жена и я несколько раз бывали в доме Хануманта Рао, когда Саи Баба посещал их. Наблюдать его там - особая радость. Как и в прежние годы, он представляется одним из членов семьи - счастливым, свободным, мальчишески переполненным смехом. Как будто бы он их сын, и, в то же время, отец и мать, и бог этой четы. Душа ребенка, которая ведет их, нить, которая привела их к свету, все еще там, хотя и невидима.

В ряде случаев, когда Саи Баба не исцелил и не спас - не выполнил внешнего чуда - я замечал аналогичное внутреннее и гораздо более важное чудо. Он, возможно исцелил людей от желания быть исцеленными и принес им принятие их кармы; он исцелил душевные раны, потери и поднял сознание и сердца до лучшего понимания жизни. Он принес новое и более широкое понимание страдания и смерти.

Сейчас происходит то же самое, что и много лет назад в Ширди. Тут и там он исцеляет и спасает жизни многих. Но некоторых он не спас. Одной из них была дочь его преданного последователя X.С.Диксита. Поэтому люди шепчут: «Если Саи Баба не мог спасти дочь Диксита в Ширди, что хорошего в Садгуру?»

Мудрый последователь Саи Бабы, В.В.Нарашима пишет: «Можно также сказать, когда умирают дорогие тебе люди, «Что хорошего в Боге?».

Вера не является гарантией того, что не будет смерти или зла в мире, или боли в жизни. Но, как это было в случае с Дикситом, вера защитила верующего от неизбежных бедствий и заставила узнать больше о планах Господа относительно нашей жизни. Жизнь не предназначена для того, чтобы быть клумбой для роз и сокровищницей для богатств... Вера позволяет верующему видеть, что такое жизнь и каков план Господа, и улучшить свое собственное отношение к жизни».

Саи Баба говорит, что исцелить какого-то человека, спасти от смерти или устранить какой-то врожденный недостаток означало не вовремя вмешаться в карму человека. И в таких случаях он оставлял человека нести свой крест.

Из всего этого мы можем заключить, что некоторые заболевания являются кармическими, а некоторые нет. Некоторые являются результатом наших собственных действий (весьма вероятно, в прежней жизни) и являются частью великого морального закона воздаяния. Мы должны искупить наши прошлые злодеяния терпением в отношении последствий наших поступков и осмыслением их. С другой стороны, некоторые бедствия - болезни, несчастные случаи и так далее - создаются, до некоторой степени, нашими собственными действиями. А если так, нам не нужно долго страдать, чтобы извлечь определенный урок из нашей собственной прошлой ошибки.

То же самое касается и смерти. В общем, я думаю, время смерти точно не предопределено; существует несколько точек, скажем, вдоль вашей линии жизни, когда вы можете столкнуться со смертью, но это не является абсолютной кармической необходимостью, что вы должны умереть в первой или второй из этих точек. Тем не менее, при нынешнем состоянии человека смерть существенна для определения модели жизни, и в конце каждый человек должен умереть. Хотя Лазарь был вызван обратно из могилы, через несколько лет он умер. А также и любой другой человек, жизнь которого спас Саи Баба. Когда наступает эта финальная точка, когда лучше умереть, когда неразумно для души продлевать жизнь, тогда какой святой вмешается? Озаренные богоподобные великие йоги знают, когда наступает надлежащее время для тех, кто приходит к ним, и, конечно, для себя. Когда древние писания говорят, что йог побеждает смерть, они не имеют в виду, что он живет вечно. Это означает, что он сам решает, когда расстаться с земной жизнью, и тогда он уходит, покидая свое тело сознательно, по своей собственной воле.

Но по тому, каково человечество сегодня, мы не можем ожидать, что Саи Баба или какой-либо другой человек, имеющий власть Бога, растворит тяжелое облако кармических грехов человека, исцеляя все болезни, делая всех увечных ходячими, исцеляя всех прокаженных, открывая глаза всем слепым, миллионы которых существуют в одной только Индии. Самое большое, что он может сделать - это приподнять тяжелую карму человека время от времени и указать путь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: