Гремучие змеи и розы

В горах Къянг живет змея шуай‑ян. Ударишь ее по головеона атакует тебя хвостом, ударишь ее по хвосту ~ она попытается тебя ужалить, ударишь ее посередине – жди атаки и хвоста, и жала одновременно.

Сунь Цзы

Сунь Цзы проводил аналогию между поведением змеи шуай‑ян и солдата в бою. Полководец считал, что для победы в бою необходимо проявлять упорство в достижении цели, а превыше всего – дух взаимовыручки.

Пусть поиск аналогий, то есть сходных черт нетождественных предметов и явлений, послужит вам мысленным телескопом, через который можно разглядеть новые идеи. Посмотрим, какие аналогии с миром природы вызывают у нас современные изобретения.

Вертолет: может «зависать» в воздухе и лететь назад, как стрекоза.

Иглы для инъекций: скорпион использует острый конец своего хвоста для впрыскивания яда.

Эхолокатор: летучие мыши издают неуловимые для человека колебания и сами же воспринимают их отраженными от предметов, встречающихся на пути.

Анестезия: многие змеи используют свой яд для того, чтобы парализовать и лишить чувствительности жертву, прежде чем ее проглотить.

Снегоступы: форма копыт оленей‑карибу позволяет им не утопать в снегу.

Танк: черепаха представляет собой живой образец неприступной движущейся крепости.

Самолет: работа «рулевых органов» самолета во многом повторяет работу хвостового оперения птицы.

Что общего между телефонной сетью и телом человека? Компания «Белл» разработала новую самовосстанавливающуюся систему связи, принцип действия которой аналогичен принципу действия системы кровообращения человека. Когда в упомянутой системе связи обрывается или повреждается какая‑то телефонная «артерия», происходит автоматическое переключение на другие каналы, обеспечивающие непрерывность связи.

А

В

Человек не может летать как птица или плавать как рыба, но зато он обладает даром воображения, позволяющим устанавливать связи между двумя разными областями знания. Возьмем, к примеру, два ничего не значащих слова – «малюма» и «тукати». Попытайтесь представить, какое из них соответствует фигуре А, а какое – В. Известный психолог Вольфганг Келер использовал этот тест, чтобы показать, что люди каким‑то образом ощущают устойчивые связи между словом и его зрительным образом: для большинства его пациентов «малюма» соответствовала фигуре А, а «тукати» – фигуре В.

Предположим, моей задачей является усовершенствование обыкновенного карманного фонаря. Для этого я пытаюсь установить аналогии между двумя разными вещами: «усовершенствование карманного фонаря» и «обучение на хирургическом факультете медицинского института».

Я составляю список того, что нужно сделать для изучения хирургии.

1. Достать учебники и пособия.

2. Посещать занятия и беседовать с преподавателями.

3. Научиться проводить анестезию.

4. Постараться оградить себя от всего, что мешает учебе.

5. Делать операции на трупах.

Я изучаю каждое требование, а затем выписываю возникшие идеи.

1. Прилагать к каждому карманному фонарю брошюру по оказанию первой медицинской помощи («учебники и пособия»),

2. Встроить в корпус фонаря радиоприемник и радиопередатчик («беседовать с преподавателями»).

3. Включить в комплект фонаря защитный газовый баллончик («проводить анестезию»).

4. Улучшить изоляцию батареек («оградить себя от всего, что мешает учебе»).

5. Прилагать к каждому карманному фонарю миниатюрный набор инструментов для ремонта («делать операции на трупах»).

Таким образом, найдя аналогии между усовершенствованием карманного фонаря и изучением хирургии, я быстро нашел несколько необычных решений проблемы.

В дальнейшем при использовании аналогий вы обнаружите, что они, подобно плодам растений, проходят несколько стадий формирования, прежде чем превратиться в зрелую идею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: