Что такое выдержка

Тем из вас, кто всё же хочет совершенствоваться, надо знать как работать с экспозицией. Экспозиция — это, грубо говоря, время, за которое нужное количество света попадёт на фотоматериал, а реализуется соотношением выдержки и диафрагмы. Разумеется, для этого ваша фотокамера должна иметь такие настройки, как выдержка и диафрагма. Что это такое? Выдержка — это время, на которое открывается затвор камеры. Чем больше времени — тем больше свет будет воздействовать на фотоматериал: плёнку, или матрицу. На самом деле, это не так сложно, как видится на первый взгляд. Если темно (например, вечер, ночь, тусклое освещение), то выдержка, разумеется, должна быть длиннее. Например, 2 секунды, 1 секунда, 1/2 секунды, или, скажем, 1/15 секунды. Почему? Потому что если ночью вы зададите короткую выдержку (например 1/100, или 1/250 секунды), то на снимке будет практически ничего не видно — сплошная темень... Плёнка, или матрица просто не успеют "зажариться" за такое короткое время. Был когда то старый добрый фотоаппарат "Смена 8м"... Вот как в нём была реализована выдержка:

На первом снимке видны маленькие изображения облачков. Справа налево: яркое солнце, день, облачно, пасмурно, вечер. А чтобы фотограф совсем не забыл какой картинке соответствует необходимое значение, с другой стороны объектива были те же градации, но в цифрах: 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15. ("В" не путать с 1/8, не было в том фотике 1/8... "В" — это ручная выдержка — сколько держишь кнопку, столько и открыт затвор). Красная риска расположена на втором облачке (пасмурно), что соответствовало 1/30 секунды. Располагать риску напротив нужного значения достигалось вращением кольца выдержек объектива. Не сложно? Хорошая техника была, простая и понятная как 3 рубля... Сейчас как залезешь читать описание цифровика с перечислением настроек, так дурно становится. "Настройка цифрового зума"! Да он вообще для съёмки не нужен...

По моему, тут всё достаточно понятно. Жаль, что диапазон выдержек был не очень большим 1/15 — 1/250. Но что же хотеть от старого, недорогого, всенародного фотоаппарата... А снимал он, не так уж и плохо... Современные цифровики (с ручными настройками) имеют куда больший диапазон: примерно от 30 — 8 секунд, до 1/4000 (и даже до 1/8000!) сек., и разумеется "В". Круто? Ну так прогресс не стоит на месте (да и цена, кстати, тоже!). Однако, думаю, не нужно объяснять, что наличие большого диапазона никак не гарантирует качественных и (тем более) интересных снимков!

!!! Не следует употреблять по отношению к выдержке выражения "больше", или "меньше" — это может запутать, поскольку, чем больше число в знаменателе — тем меньше время выдержки! Поэтому точнее и проще говорить "выдержка короче", или "длиннее".

!!! При съёмке движущихся объектов надо применять короткую выдержку — чем быстрее движение, тем короче выдержка.

Автор, конечно, привёл интересную картинку с облачками на старом советском объективе, но где наблюдать показания выдержки в современных камерах? В зеркальном фотоаппарате — всегда в индикации видоискателя, и лишь в некоторых моделях зеркалок — ещё и по экранчику. В компакте всегда — по экранчику, и лишь в некоторых моделях — по видоискателю. Тоже самое и с диафрагмой, и с выбором точки фокусировки, и подтверждением фокуса, и некоторыми другими занимательными параметрами, состояние которых можно контролировать, включив режим съёмки.

А как пользоваться этим богатством, какие кнопки нажимать, какие колёсики крутить — смотрите инструкцию к фотокамере, поскольку модели разные, и реализовано в них всё по разному. Инструкция — самый лучший учебник фотографии, а отнюдь не мой сайт, как уже опрометчиво подумали некоторые фотолюбители:)

Вот примерные значения выдержек:

Эмоции спорта, выдержка 1/350 сек.   1/4 сек. и длиннее — обязательно нужен штатив 1/8 — слабое освещение, нужен штатив 1/15 — Пасмурно. В большинстве случаев нужен штатив 1/30 — Это самая длительная выдержка для съемки с рук. 1/60 — можно снимать с рук, но без телеобъектива 1/128 — шагающий человек 1/250 — бег 1/500 — велосипедист 1/1000 и короче — автогонки.

Все эти цифры довольно условны (тот же велосипедист может ехать быстро, не очень быстро, и даже медленно), многое зависит от фокусного расстояния объектива (чем длиннее фокусное расстояние — тем короче выдержка), от работы стабилизатора изображения (смазу от движения объекта никак не поможет, но смазу от трясучки рук — да, или отчасти), от уверенного хвата камеры.... Тем не менее приведённые цифры за некую основу можно взять, остальное, увы, придёт с опытом:)
А правило получения этого опыта такое:

!!! На длинных выдержках снимать движение нежелательно, т.к. перемещающийся объект может быть смазан.

Иногда это правило намеренно нарушают для достижения красивых эффектов. Это тоже такое правило, к нему мы ещё вернёмся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: