Собор Софии в Константинополе (532-537)

Храм посвящён Премудрости Божией (София – греч. «мудрость»). Невероятный, грандиозный проект. Известны имена зодчих – Исидор из Милета и Анфимий из Тралл.

По типу это – купольная базилика (базиликальный тип очень подходил для начавшего обосабливаться западного типа христианства, но не так хорошо подходил для восточного => выработка новой типологии).

Главное инженерное чудо – огромный купол (купол не легко поставить, поскольку помимо тяжести он имеет ещё и распор). Здесь распор купола передаётся через систему полукуполов, примыкающих к нему и постепенно уменьшающихся.

В византийских храмах главное внимание – на интерьер (внутреннее пространство). Всё самое важное – внутри.

Огромное внутреннее пространство. Имеет второй ярус – хоры (там находился император во время службы).

Именно в этом храме по преданию находились на службе русские послы, посланные князем Владимиром, выбиравшим веру для Руси.

После турецкого завоевания храм был превращён в мечеть. Турки зачастую не разрушали византийские храмы, адаптируя их для своих нужд, забеливая мозаики и пристраивая минареты.

Тип центрического купольного храма закрепился в Византии и стал основным (см. например, церковь Сергия и Вакха в Константинополе, получившую название «Маленькая святая София»).

С ранних времён в православной церкви развивается монашество (изменение по сравнению с ветхозаветными временами, где семья и дети – превыше всего и сознательный отказ от этого не мог восприниматься как благо).

Все святые (восточный вариант христианства) делятся на несколько т.н. чинов святости.

Преподобный ­– святой монах (напр., преподобный Сергий Радонежский);

Мученик – святой, преданный смерти за то, что он провозгласил себя христианином и отказался отречься от этого (почти все раннехристианские святые – мученики, т.к. гонения). Есть категория особо почитаемых мучеников – великомученики (например, Георгий Победоносец). Есть комбинации, например, если святой монах и мученик, то он будет называться преподобномученик и т.п.

Исповедник – святой, претерпевший мучения за христианскую веру, но не умерший от них (умерший – мученик);

Страстотепец – праведный человек, умерший насильственной смертью, но не за веру во Христа (напр., страстотерпцы князья Борис и Глеб);

Святитель­ – святой священник (напр., святитель Николай Чудотворец);

Равноапостольный – святой, сыгравший в деле распространения христианства такую же большую роль, как и апостолы (например, равноапостольный царь Константин);

Бессеребренники­ – ­ святые врачи, не бравшие денег за лечение (напр., бессеребренники Косма и Дамиан);

Благоверные – святые правители (напр., благоверный князь Александр Невский);

Блаженный – святые, добровольно принявшие на себя образ безумного (напр., Василий Блаженный).

И т.д.

Особый вид подвижничества – столпничество (святые, принявшие на себя подвиг непрестанной молитвы на столбе, башне или другом возвышении). Самый известный среди них – Симеон Столпник (по преданию, 40 лет просидел на столпе). На месте его подвижничества замечательный комплекс – Калат Семан (Сирия), в центре которого находилось место, на котором стоял столп.

Раскол христианской церкви на православную и католическую ветви – 1054 год («Великая схизма»). Однако, это официальный раскол, фактически же расхождение было уже гораздо раньше.

В Византийском (и вообще православном) искусстве большую роль играет икона. Икона – изображение лиц или событий священной истории, являющиеся предметом почитания. Почитают не икону как предмет, а образ, через который верующий мысленно восходит к первообразу (например, глядя на икону молятся не ей как предмету, а святому, который на ней изображён).

Ранних икон сохранилось очень мало, из-за того, что в VIII в. в Византии на краткий промежуток времени утвердилось иконоборчество (запрет на изображения, когда не создавались новые и были уничтожены многие старые иконы). В иконоборческое время храмы не украшаются ни мозаиками, ни стенными росписями.

Причины:

1) В Ветхом завете есть прямой запрет на изображение Бога: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…»

2) Люди стали почитать икону как предмет, а не как образ.

Ранние иконы сохранились в Риме и в монастыре Синай в Египте. Написаны в технике энкаустики – восковые краски.

В 843 г. восстановлен догмат иконопочитания («Торжество Православия»). Причины:

1) Бога нельзя было изображать, потому что его никто не видел. После того, как он сошёл на землю в человеческом образе и его видели – можно.

2) По преданию, Христос сам создал свою первую икону (Спас Нерукотворный – отпечатавшийся на плате, которым он отёр лицо, лик Христа).

3) Евангелист Лука, по преданию, написал образ Богоматери с Младенцем и Богоматерь его благословила.

Художественные особенности иконы:

1) Изображённые люди и события находятся в другом, ином мире, поэтому не стоит задачи натурализма, подобия, объёма. Это не портрет человека, а его вечный, преображённый лик.

2) Не действуют законы прямой перспективы – применяется обратная перспектива (точка схода линий не на горизонте, а в месте, где стоит зритель, перед которым разворачивается наблюдаемый преображённый мир)

3) Не действуют законы времени (могут одновременно в одном пространстве изображаться разновременные события, один и тот же персонаж может быть представлен несколько раз)

4) Часто – золотой фон (событие происходит не здесь и сейчас, а всегда, в вечности).

Одна из самых известных византийских икон – Богоматерь Владимирская, привезённая на Русь и сыгравшая большую роль в истории и культуре нашей страны.

Помимо икон в богослужении используются рукописи с ветхозаветными и новозаветными текстами. Книги часто украшаются иллюстрациями, такие рукописи называются иллюминированными.

Разрабатывается система украшения храма. Храмы начинают вновь украшаться мозаиками и расписываться фресками (живопись по сырой штукатурке). Традиционной живописной техникой становится темперная живопись (темпера – краска, на основе натуральных пигментов и яичного желтка в качестве связующего).

Достигнув невероятных высот в искусстве и духовной культуре, Византия перестала существовать в середине XV в., когда в 1453 г. турки осадили и разрушили Константинополь (нынешний город Стамбул).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: