из заметок доктора Кстонова
- Пожалуйста, не вцепляйтесь, как клещ, в его (ее): страхи, неуспеваемость, плохое поведение, привычку, болезнь, проблему..
Почти постоянный припев в моих обращениях к родителям так называемых проблемных детей.
- Как?! Вы что, требуете, чтобы я внушил(а) себе безразличие к своему собственному ребенку?!
- Нет. Не так поняли. Я прошу вас не обращать внимания только на это. Я прошу вас относиться спокойно только к (болезни, проблеме), а не к ребенку.
Понимаете разницу?..
Ребенок - не привычка, не болезнь, не проблема. Ребенок - ребенок.
- А это пройдет?..
- Никакой гарантии.
- Понимаю. Я должна сделать вид, прикинуться...
- Не прикинуться, а проникнуться...
Не доходит... Что уж просить не говорить о веревке в доме повешенного...
Знаешь ли, все у тебя хорошо, если б не родимое пятно, все замечательно, только это родимое пятнышко, понимаешь ли, портит картинку, ну ничего, мы его выведем, жизнь прекрасна и удивительна, жить мешают только родимые пятна, но это не страшно, не падай духом, пойдем в химчистку..
Хотел как лучше, а вышло...
Что может получиться, когда внушение работает на все сто
В следующий раз полезет - дай ему как следует, - учил отец» - Вот так, по-боксерски, или вот так, самбо. Понял? Надо уметь за себя постоять, надо быть мужчиной. Если он сильнее тебя или много их, хватай палку или кирпич. Ясно? А если еще раз распустишь нюни, я тебе еще не так.. (Указал на ремень.)
Так было внушено девятилетнему Толику, мальчику нежному и робкому, бороться с обидчиками только собственными силами и подручными средствами. По-мужски. И так один из его обидчиков, девятилетний Андрей, остался навсегда инвалидом, или, как говорили раньше, кривым: в результате удара палкой в лицо потерял глаз.
«Но я же не говорил ему: бей палкой в глаз, - оправдывался отец на суде. - Я не учил его бить палкой, да еще острой, а только... Ну, махнуть разок, чтоб пугнуть... Кто же знал...»