Социально-когнитивная (мыслительная) концепция человека

Человек – это активное существо, могущее воспользоваться опытом и когнитивными способностями, обладающее потенциалом добра и зла. Люди находятся под влиянием окружающей среды, но они сами выбирают способ действия, они отбирают ситуации и формируется под их влиянием.

Люди осуществляют научение через наблюдение, т.е. усваивают модели поведения, наблюдая за другими.

При этом проходит следующая цепочка:

  • ожидания – убеждение
  • компетентность – навыки
  • цели

Представления человека об успешных действиях в данной ситуации – есть самоэффективность. Человек сам устанавливает стандарты и цели и выносит суждения о своей способности выполнять задачи, необходимые для достижения цели.

Люди различаются по стандартам, которые они установили для себя. Итак, человек способен к саморегуляции деятельности. Вместо того, что бы зависеть от внешних мотивов и наград, мы сами можем ставить перед собой цели и вознаграждать себя за их достижение, иметь власть над своей судьбой.

Если человек убежден в самоэффективности, он может достичь многого, если он умеет контролировать события, ему легче переносить разочарования и стрессы.

Подведем итог:

  1. В большинстве теорий личности содержится философский взгляд на человека.
  2. Существуют различные воззрения на его природу и сущность.
  3. До сих пор идет дискуссия, где коренятся причины поведения – внутри человека или в окружающей среде. Теория черт стоит на одном полюсе, согласно не люди сохраняют стабильность и согласованность поведения во времени и ситуациях. Тогда как теория научения подчеркивает детерминированность поведения факторами внешней среды.
  4. Значительно место во всех теориях занимает системообразующее «Я».
  5. Предметом спора является плодотворность стадий развития человека. Психоаналитическая теория придает больше значение детству. Социально-когнитивная теория подчеркивает, что личность в большей степени меняется под воздействием познавательного опыта.

Лекция 3.

Деятельность и потребности человека.

1. Понятие деятельности. Деятельность и труд. 30

2. Потребности – предпосылки и продукт деятельности. 34

3. Классификация потребностей. 36


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: