Человек – это активное существо, могущее воспользоваться опытом и когнитивными способностями, обладающее потенциалом добра и зла. Люди находятся под влиянием окружающей среды, но они сами выбирают способ действия, они отбирают ситуации и формируется под их влиянием.
Люди осуществляют научение через наблюдение, т.е. усваивают модели поведения, наблюдая за другими.
При этом проходит следующая цепочка:
- ожидания – убеждение
- компетентность – навыки
- цели
Представления человека об успешных действиях в данной ситуации – есть самоэффективность. Человек сам устанавливает стандарты и цели и выносит суждения о своей способности выполнять задачи, необходимые для достижения цели.
Люди различаются по стандартам, которые они установили для себя. Итак, человек способен к саморегуляции деятельности. Вместо того, что бы зависеть от внешних мотивов и наград, мы сами можем ставить перед собой цели и вознаграждать себя за их достижение, иметь власть над своей судьбой.
Если человек убежден в самоэффективности, он может достичь многого, если он умеет контролировать события, ему легче переносить разочарования и стрессы.
|
|
Подведем итог:
- В большинстве теорий личности содержится философский взгляд на человека.
- Существуют различные воззрения на его природу и сущность.
- До сих пор идет дискуссия, где коренятся причины поведения – внутри человека или в окружающей среде. Теория черт стоит на одном полюсе, согласно не люди сохраняют стабильность и согласованность поведения во времени и ситуациях. Тогда как теория научения подчеркивает детерминированность поведения факторами внешней среды.
- Значительно место во всех теориях занимает системообразующее «Я».
- Предметом спора является плодотворность стадий развития человека. Психоаналитическая теория придает больше значение детству. Социально-когнитивная теория подчеркивает, что личность в большей степени меняется под воздействием познавательного опыта.
Лекция 3.
Деятельность и потребности человека.
1. Понятие деятельности. Деятельность и труд. 30
2. Потребности – предпосылки и продукт деятельности. 34
3. Классификация потребностей. 36