Промежуточная, итоговая аттестация

Особенностью обучения по программам дошкольного образования является то, что Закон прямо запрещает проведение аттестации для детей дошкольного возраста, для обучающихся по программам дошкольного образования. Согласно статье 64 Закона, освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Фактически, это означает запрет аттестовать детей столь небольшого возраста. Сделано это потому, что, по мнению многих педагогов, в этом возрасте требовать от ребенка обязательного достижения конкретных результатов, аттестовать его (тем более принимать по результатам не-аттестации какие-то решения в отношении этого ребенка) неправильно. Запрет аттестовать ребенка направлен на защиту его интересов, на то, чтобы каждому была дана возможность развиваться в этом возрасте в своем ритме, на основании своих склонностей и т.п. Вместе с тем, закон напрямую не запрещает проводить мониторинги развития ребенка. Мониторинг отличается от аттестации тем, что он просто фиксирует то или иное состояние. Ребенку не предъявляются требования обязательно достигнуть того или иного уровня, не выставляются оценки, не требуется «исправить» неудачный результат, и т.п. Мониторинг не служит основанием для принятия организационных решений в отношении ребенка, подобных тому, какие принимаются в случае непрохождения промежуточной аттестации. Некоторые детские сады, в связи с этим, проводят мониторинг развития детей, аргументируя это тем, что мониторинг – это не аттестация, и запрета закон не содержит. Вместе с тем, есть новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО). Этот документ как раз определяет результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, и при этом запрещает вести мониторинг таких результатов. Приведем дословно выдержку из Стандарта: «Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей».

Статья 64. Дошкольное образование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: