Тема: Звуки К, X.
Цели: Учить детей дифференцировать звуки К и X в словах (на слух и в произношении), анализировать обратный слог типа АК, АХ.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед читает стихотворение:
Вот какой невежда чижик —
Не читает чудных книжек.
Научить его хочу
И никак не научу.
После этого предлагает детям выбрать слова со звуком К, затем со звуком X. Те ребята, которые верно называют слова, — садятся на своем места.
1. Логопед напоминает, что сегодня дети будут продолжать учиться различать звуки К и X. Затем показывает символы этих звуков.
Повторяются артикуляция данных звуков и особенности их звучания (когда говорим звук К — сжатый язык стучит по «потолочку», когда говорим X — дуем на сжатый язык; звук X тянем, звук К нельзя тянуть и т. п.).
2. Логопед просит детей поставить на наборное полотно символы звуков К и X в той последовательности, в который они слышатся в словах: кухня, охотник, хомяк, кухонный, холодильник. (Символы выставляются после произнесения каждого слова.)
|
|
3. Анализ обратного слога.
Логопед предлагает проанализировать сочетания звуков: АК, АХ, ОК ОХ, УК, УХ. Если у детей это вызывает затруднения, на наборное полотно выставляются символы соответствующих звуков. Здесь можно провести игру с мячом на преобразование слогов. Логопед бросает мяч ребенку в говорит слог АК. Ребенок должен заменить звук К на X и, возвращая мяч, назвать получившийся слог (АК — АХ, ОК ~ ОХ, УК — УХ и т. п.).
5. Динамическая пауза. Логопед предлагает изобразить:
боксеров —-
АХ — АХ — АХ, мы поборем страх (три хлопка, движения руками как при боксе);
старичков —
ОХ — ОХ — ОХ, что-то стал я плох (руки к щекам, рукой дотронуться до поясницы);
детей на поляне —
УХ — УХ — УХ, очень много мух (махи руками над головой).
5. Логопед читает рассказ и выставляет на наборное полотно соответствующие предметные картинки:
— Коля принес в дом хомяка и прятал его под тахту. Мама пошла на кухню, да как закричит: «АХ! ОХ! Крыса!». «Мама, не бойся,— сказал Коля, — это не крыса, это — хомяк. Видишь, у
него нет хвоста!»
Логопед просит выбрать слова со звуком К и со звуком X, а также слова, в которых присутствуют оба звуки вместе.
6. Игра «Чего не хватает?»
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями хаты, халата, кота, хомяка, слоника. Затем, закрывая листком бумаги ту или иную деталь рисунка, просит назвать, чего на нем не хватает.
Дети отвечают полным предложением:
— У хаты не хватает окна (у халата - рукава, у кота — хвоста, у слоника — хобота,
В конце игры обязательно отдельно проговариваются слова со звуком К, и отдельно — со звуком X.
7. Игра «Раз, два, три, выходи».
У каждого ребенка — по картинке. На картинках изображены предметы, в названиях которых присутствует звук К или X. Логопед просит подойти к нему сначала тех детей, кто нашел в названии предмета звук К, затем тех, кто нашел звук X.
8. Подводится итог занятия, оценивается деятельность [детей.