Понятие собственных и регулирующих доходов. Принципы распределения доходов между бюджетами

Собственные доходы – это доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе.

Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя: налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе; безвозмездные поступления, за исключением межбюджетных трансфертов.

Собственные доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь зачисляются в бюджеты по нормативам отчислений, в том числе установленным в виде нижнего уровня отчислений, от налоговых и неналоговых доходов, определенных Бюджетным Кодексом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь и законами.

К собственным источникамдоходов местных бюджетов относятся:

Ø источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;

Ø дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Если собственной доходной базы соответствующих местных бюджетов недостаточно для финансирования запланированных расходов, предусматриваются отчисления от республиканских налогов и других обязательных платежей (регулирующих доходов).

Регулирующие доходы – это доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования.

К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты, и по которым в соответствии с Бюджетным Кодексом установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г.Минска определяются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) областных бюджетов в консолидированные бюджеты районов и бюджеты городов областного подчинения определяются решениями областных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) районных бюджетов, бюджетов городов областного подчинения в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Распределительный процесс доходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

- централизованного регулирования - установление законодательством общих основ, определяющих систему доходов разного уровня, порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределение различных видов доходов между бюджетами разного уровня;

- максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

- территориальности в зачислении доходов - применяется при формировании местных бюджетов, т.е. предприятия функционирующие на территории органов местного самоуправления, независимо от своей подчиненности обязаны производить отчисления от получаемых доходов в бюджет этой территории;

- территориальности в зачислении доходов - применяется при формировании местных бюджетов, т.е. предприятия функционирующие на территории органов местного самоуправления, независимо от своей подчиненности обязаны производить отчисления от получаемых доходов в бюджет этой территории;

- самостоятельности власти субъектов Республики Беларусь и органов местного самоуправления в распределении отдельных видов доходов – законодательство, определяя виды доходов, поступающих в местные бюджеты, оставляет за органами представительной право определять порядок распределения отдельных видов доходов между своим бюджетом и нижестоящим бюджетом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: