Распределение расходов и доходов в бюджетной системе должно быть подчинено решению задач:
· наделить Республику Беларусь и местное самоуправление таким объемом средств, который обеспечит выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций;
· определить такие расходы Республики Беларусь и местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения.
Различают следующие принципы распределения расходов и доходов между различными уровнями:
1) принцип самостоятельности;
2) принцип центрального регулирования (законодательство устанавливает общие основы расходов и доходов бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов в бюджеты областей и города Минска);
3) принцип территориальности;
4) принцип сбалансированности бюджетов.
Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы. В общем виде сбалансированность бюджета предполагает равенство его доходной и расходной частей, что в условиях многообразия экономических процессов труднодостижимо. Результатом этого является дефицит или профицит бюджета.
|
|
Превышение расходов бюджета над его доходами означает наличие дефицита бюджета. Предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г. Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются:
· государственные займы, кроме гарантий Правительства Республики Беларусь;
· средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
· изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;
· иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются:
· бюджетные кредиты;
· займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
· средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;
· изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета;
|
|
· иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв, под которым понимается несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета.
При образовании временного кассового разрыва государство может принять радикальную меру в виде блокирования, т. е. временной приостановки финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.
Однако на практике, как правило, используется механизм определения оборотной кассовой наличности и предоставление бюджетного кредита.
Оборотная кассовая наличность — сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемая в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.
По формальным признакам бюджетный кредит представляет собой разновидность внутренних долговых активов Республики Беларусь. В контексте принятия мер по достижению сбалансированности бюджета бюджетный кредит может рассматриваться и в качестве дополнительной формы финансовой помощи, которой присущи отдельные признаки государственного кредитования.
Бюджетный кредит — бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.
Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов в русле покрытия затрат соответствующих публичных образований. В связи с этим к межбюджетным отношениям относят оказание финансовой помощи, именуемой на легально-бюджетном уровне межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе.
Межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством.
Дотация — межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета.
Субвенция — межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.
Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется:
1) в порядке закрепления определенных видов доходов за конкретными бюджетами. Закрепленные доходы образуют постоянную основу бюджета любого уровня, что повышает самостоятельность органов местного самоуправления;
2) в порядке бюджетного регулирования.