а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
б) верхние и нижние зубы сближены;
в) плоский кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат;
г) по середине языка идет не сильная теплая воздушная струя воздуха, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
д) участвует голос. На это надо обратить внимание ребенка, указав ему, что, когда шумел лес, деревья качались тихо: «ш-ш-ш...», голоса не было слышно, а мухи жужжат громко: «ж-ж-ж». Приложим руку к горлу, послушаем, как звенит голосок: «ж-ж-ж...»
Игра для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звука Ж
Смотрите звук ш.
Игра для обучения произношению звука Ж
«Мухи в паутине»
Часть играющих изображают паутину. (Встаньте в круг, возьмитесь рука за руку). «Мухи» со звуками «ж-ж-ж» то «влетают», то «вылетают» из круга.
Игра для уточнения произношения звука Ж
«Пчелы»
Пчелы жужжат, ужалить хотят. «Пчелы зажужжали — все убежали: «ж-ж-ж». Ребенок изображает пчелку: «летает» и «собирает» мед с «цветков».