И культуры

ОТ Ф. СКОРИНЫ И С. ПОЛОЦКОГО К ПРОБЛЕМАМ

НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

И КУЛЬТУРЫ

Проблема человека традиционно является центральнымбелорусской духовной культуры. Жители Беларуси всегда отличались высокими творческими запросами, что послужило основанием для глубоких и оригинальных теоретических разработок антропологической проблематики. Своеобразие географического положения на стыке Западной и Восточной Европы, особенности общественно-политического развития, отразившие многообразие и противоречивость окружающего воздействия, предопределили разносторонний характер, присущий творчеству белорусских мыслителей. Их издавна интересовали вопросы о сущности и происхождении человека, особенностях его внутреннего мира, специфике взаимодействия с другими индивидами в рамках общественной системы, с высшими сверхъестественными силами, с окружающей природной средой, место человека в общей структуре мироздания.

Еще в глубокой древности на территории современной Белоруссии сосредоточились многочисленные культовые центры язычества, что свидетельствует о высоком для того времени уровне духовной культуры, проходящей процесс своего становления. Это связано с тем, что, как свидетельствует историческая наука, именно эти территории явились одним из центров формирования восточнославянского этноса. Они оказались наиболее густонаселенными, здесь впервые стали возникать "города" - огороженные поселища, места сосредоточения ремесел, торговли и религиозного культа. В рамках языческого мировосприятия проблема человека осмысливается в единстве с окружающим мирозданием (наследие первобытного синкретизма) и переносится в область сверхъестественных явлений. Внутренний мир человека трактуемся как совокупность воздействий персони­фицированных природных и социальных сил, в отношении которых предпринимаются культовые мистико-теургические действия.От эпохи первобытнообщинных отношений


сохраняются пережитки анимизма - одушевления предметов окружающей действительности. Явления природы, особенно связанные с возникающим земледелием, такие как смена времен года, гром и молния, засуха и т.п., обожествляются и наделяются личностными качествами. Сферы социальной активности, требующие специальных знаний или просто оказывающие существенное влияние на жизнь древних белорусов, например занятие земледелием и ремеслами, война, семья и брак, персонифицируются в виде богов-покровителей. Осуществление всего этого трактуется как своеобразное религиозное служение, причем человек часто обращается за помощью к своим умершим предкам, родоначальникам и покровителям племенной общности, сохраняя элементы первобытного тотемизма. По мере разделения умственного и физического труда, усиления межплеменных связей формируется прослойка жрецов-священнослужителей, хранителей духовных традиций. Впрочем, в отсутствие развитой письменности, преемственность в мировоззрении древних белорусов прервалась, современные знания об осмыслении ими проблемы человека носят фрагментарный характер и опираются, в основном, на данные этнографии.

С появлением христианства и разработкой славянской письменности положение изменилось. Просветительская и миссионерская деятельность белорусских мыслителей 11-13 вв. широко известна современникам, сведения о ней сохранились до настоящего времени. Христианство очень рано проникло на территорию Белоруссии по сравнению с другими восточнославянскими землями. Предпочтение было оказано православной конфессии: присущий ей дух коллективизма способствовал объединению земледельческих народностей в борьбе с кочевниками-половцами, печенегами, позже татаро-монголами. Усилились связи с Византийской империей -наследницей античной цивилизации. Однако вскоре белорусы сформировали собственную интеллектуальную элиту, которая активно включилась в освоение духовного богатства христианской культуры, попыталась на этой основе осмыслить проблему человека [1].


Климент Смолятич (? - 1 164?), уроженец Смоленска, стал вторым на Руси митрополитом славянского происхождения после Иллариона Киевского. В единственном сохранившемся произведении "Послание Фоме пресвитеру" [2] он, опираясь на авторитет "отцов церкви", отстаивает возможность символического истолкования Священного писаная. Следование добродетели, отражающей истинный дух христианской веры, рассматривается им как более важное, чем формальное исполнение библейского закона. В этом смысле многие выдающиеся мыслители языческой античности ближе к христианству, чем иудеи - последователи Ветхого завета Библии. Бог рассматривается как непознаваемая сущность, открывающаяся человеку в совершенстве своих созданий. Человек есть венец творения, наделенный свободой воли, которая ведет его по пути высшего предопределения к добру и свету. Внимание, уделяемое проблемам человека, придает взглядам Климента Смолятича элемент антропоцентризма.

Аналогичных взглядов придерживается Ефросинья Полоцкая (1110? - 1173), первая женщина на территории Беларуси, причисленная к лику святых. Примером своей жизни она утверждала идеи просвещения, нравственного подвижничества, стремления к высоким моральным ценностям[3].

Кирилл Туровсккй (1 130?-1182?) являлся автором многочисленных церковно-литературных произведений, в которых глубоко затронута антропологическая проблематика[4]. Бог уподобляется творцу-Демиургу, создающему все многообразие мироздания, в том числе человека - венец творения. Спасение достигается постижением Иисуса Христа и Божественной Троицы. В лице Иисуса осуществилось духовное единение Бога с человеком и человечеством. Он ведет по пути спасения всех людей, над которыми изначально тяготеет грех Адама. Однако каждый индивид имеет возможность свободного выбора, поскольку следование идеалам православия не является легким делом и требует значительных усилий. Автор терпимо и тактично высказывается против пережитков языческих культов, обожествляющих не Творца, а творение - силы природы, а также


против арианской ереси, в первые века христианства отрицавшей богочеловеческую сущность Христа. Кирилл Туровский восхваляет деятельность Никейского собора, утвердившего основы христианского Символа веры - учение о триединстве Бога и единосущности Бога-Отца и Сына. Общественные отношения осмысливаются в иносказательной форме, опираясь на евангельские притчи про слепого (тело) и хромого (душа), которые помогают один другому проникнуть в "сад"-виноградник божественного познания. Прославляются духовные идеалы монашеского служения, противоположные несовершенству земной государственной власти.

После образования Великого княжества Литовского и, в дальнейшем, объединения его с Польшей в рамках единой Республики (Речи Посполитой), влияние православия в значительной степени сохранилось. Однако при этом население Беларуси вошло в сферу воздействия западноевропейской цивилизации, поэтому в его духовной жизни появились элементы антропологии католицизма, а также течений, новейших для 15-16 вв. - гуманизма и реформации. Католицизм особенно усилился в 17 веке, что было связано с так называемой контрреформацией (борьбой за нравственное обновление деятельности папского престола в Риме, подвергнутой критике со стороны протестантизма), просветительскими мероприятиями Общества Иисуса (иезуитского ордена) и установлением церковной унии, смягчившей противоречия с идеологией православия. Последнее тоже занималось просвещением в рамках религиозных братств и выдвинуло из своей среды многих известных мыслителей (Симеон Полоцкий, X. Филалет, Л. Зизаний, М. Смотрицкий и др.) В конце 17 -начале 18 века на осмысление проблемы человека повлияло развитие эмпирического естествознания Нового времени. В крайних формах это влияние вело к возникновению свободомыслия и атеизма (К. Лыщинский, Л. Крышковский, М. Чеховиц, С. Лован, К. Бекеш, Я. Доманевский и др.).

В целом на протяжении указанного периода философская антропология формируется как род профессиональной деятельности. Она отличается многообразием направлений, сочетающих подчас острую полемику с терпимостью и взаимной уважительностью [5].


Величайшим деятелем гуманизма и реформации является Франциск Скорина (14907-1551). Протестантизм проник в Великое княжество Литовское вскоре после своего возникновения и был здесь поддержан представителями верхушки общества (магнатерией), которую привлекли идеи секуляризации церковного имущества и соединения в ее руках светской и духовной власти. Отрицание роли церкви как посредницы между Богом и человеком, концепция индивидуального мистического богопознания, поставили проблему перевода Святого Писания на живой общедоступный народный язык с латинского или церковно-славянского, а также массового тиражирования этих переводов. Основоположником в этой области явился Ф. Скорина. Он издал типографским способом важнейшие религиозные тексты на белорусском языке, а также осуществил их комментирование.

В "Прадмовах i паслеслоуях" в полной мере выявились ренессанские гуманистические ориентации творчества Ф. Скорины [6]. Он составляет краткую аннотацию важнейших глав Библии и поясняет необходимость их углубленного изучения, исходя из повседневных человеческих запросов. Таким образом чисто религиозные аспекты в значительной степени отходят на второй план, антропологическая проблематика составляет основное содержание исследовательского процесса. Библейские примеры приобретают нравственно-символический и отвлеченно-назидательный смысл. Попутно Ф.Скорина связывает их с важнейшими разделами светского гуманитарного знания, излагает основы теории естественного права, семи свободных искусств и т.п.[7]

В дальнейшем дело белорусского гуманиста-просветителя продолжили его последователи, известные деятели протестантизма и реформации. Многие из них стояли на позициях арианства (направления, возникшего в первых веках христианства и отрицавшего догмат Единосущной Троицы), поэтому назывались антитринитарии. Человеческую природу они взяли за отправную точку своих рассуждений, что, в частности, выразилось в игнорировании божественных аспектов личности Христа. Некоторые антитринитарии вообще пришли


к отрицанию религии, склонились к вольнодумству и атеизму. Во всяком случае, большинство из них радикально переосмыслило роль религиозной веры и церкви в жизни человека в духе протестантизма, занималось просветительством и развитием светского знания.

Типичными примерами может являться деятельность Сымона Будного[8], Василия Тяпинского, Андрея Волана, Петра Ганезиуса, Лаврентия Крышковского, Фабиана Доманевского, Яна Лициния Намысловского, Мартина Чеховица, которые в 16 веке занимались переводами библейских текстов и организацией на территории Беларуси новых типографий; вели обширную переписку с известнейшими представителями западноевропейской реформации по поводу как отвлеченно-теологических и философских вопросов, так и конкретно-политических событий разворачивающейся религиозной борьбы (преследование "еретиков", крестьянская война в Германии, гугенотские войны и Варфоломеевская ночь во Франции); проводили открытые диспуты как между собой, так и с представителями других конфессий по проблемам отношения к собственности и государственной власти, религиозной терпимости и свободы совести.

Обеспокоенный успехами протестантизма и тради­ционно твердой позицией православия католицизм тоже попытался провести на территории Беларуси ряд мероприятий, отвечающих внутренним духовным запросам ее населения. В начале 17 века в этой области были достигнуты значительные успехи. Низам общества была предложена церковная уния, первоначально встреченная с сопротивлением, однако постепенно привлекшая некоторую часть верующих. Однако главные достижения связаны с просветительскими мероприятиями иезуитского ордена, открывшего в этот период ряд школ и коллегий. Система преподавания, основанная на опыте западно-европейских средневековых университетов, блеском латинизированной учености привлекла в первую очередь представителей многочисленной мелкой шляхты. Это сословие сформировалось в непрерывных войнах XVI-XVII вв., включило в себя значительную часть народонаселения и, не обладая высоким имущественным цензом, изначально


претендовало на роль духовной элиты общества. Средневековая схоластика 12-13 вв. вполне удовлетворяла этим запросам, поскольку оперировала латынью - мертвым языком церкви, науки и философии, требующим специального изучения и недоступным обычному человеку. В содержательном плане философия католицизма, рассматривая проблему человека, восстановила аристотелевско-рационалистическую традицию античности и явилась первым этапом в развитии научного подхода, после длительного периода "темных" веков раннего западно-европейского средневековья. На территории Беларуси в XVII- начале XVIII вв. она пережила период своего второго рождения, многие белорусские мыслители этой эпохи опирались на ее достижения в разработке своей философской антропологии.

В. Тылковский, К. Вержбицкий, Л. Залусский.М. Сарбевский, Т. Биллевич, И. Садковский, С. Лауксмин совмещали научные разработки с преподаванием важнейших схоластических дисциплин в иезуитских коллегиумах и Виленской академии. В трактовке проблемы человека они сделали выводы, несколько отличающиеся от мнения протестантских теологов и деятелей православия[9], которые ориентировались в основном на творения "отцов церкви" первых веков христианства, в частности на Августина Блаженного[10], и через них были связаны с идеалистической античной философией Платона[11] и неоплатоников. Представители идеализма в древней Греции считали сущностью и первоосновой мироздания совокупность вечных и неизменных идей, а материальное воплощение этих идей в реальных вещах - вторичным. Идеи взаимно соподчинены соответственно своей степени обобщенности, всеобщая идея Блага самого по себе охватывает все мироздание и включает в себя все остальные более частные идеи[12]. Христианские "отцы церкви" отождествили идею Блага с Богом, который таким образом явился источником и творцом вселенной. В человеке, по их мнению, соединены идеальное высшее духовное начало, «искра Божйя», душа, обладающая свободой воли, и низшее, несовершенное ее телесное воплощение. Тело как "темница" души принижает человека до уровня твари, ведет его по пути


греха. Сущность и предназначение человека состоит в служении Богу, отказе от телесных потребностей, непрерывном самоограничении [13].

Из этой непримиримой двойственности души и тела православие сделало вывод о необходимости пренебрежения несовершенной земной жизнью, "царством греха", наукой, удовлетворяющей низменные телесные потребности отдельного индивида, для того, чтобы через иррациональную религиозную веру, опираясь на Божью благодать, войти в "град Божий" -общину верующих, связанных духом коллективизма и предназначенных к спасению в загробной жизни.

Протестантизм склонился к тому, что человек спасается от греха не земными добрыми делами (милостыня, исполнение церковных обрядов и т.п.), а индивидуальной мистической верой. Как атрибут духовной деятельности вера самодостаточна для спасения, является главной заслугой перед Богом. Земная жизнь по большому счету ничего не значит, поэтому попытки священнослужителей как-то ее регламентировать, вмешиваться в светские дела верующих на самом деле бессмысленны. Церковная организация не является посредницей между Богом и человеком, представляет собой сборище лицемеров, не занятых полезным трудом, и нуждается в упразднении.

Белорусская антропология католицизма в вопросе об отношении души и тела опиралась на сочинения Фомы Аквинского, ведущего представителя западно-европейской схоластики ХП-ХШ вв. Аквинат, в свою очередь, обращался к трудам Аристотеля [14], который в IV веке до н.э. критиковал своего старшего современника Платона, противопоставлявшего мир первичных идей и материю. Согласно аристотелевскому учению о "гилеморфизме" - неразрывном единстве материи и формы - идеи (формы) не существуют в чистом виде без соединения с материей в конкретных вещах. Фома Аквинский интерпретировал эту мысль так, что общие понятия (универсалии) представляют собой некую реальность, заключенную в единичных материальных вещах (умеренный реализм). Они не обладают самостоятельным бытием вне вещей или до них во времени (точка зрения крайнего реализма). Хотя их нельзя считать и чисто субъективными концепциями


человеческого сознания или просто словами, именами, воспринимаемыми на слух "колебаниями воздуха"

(номинализм).

В антропологии из всего этого напрашивается заключение, что тело не является "темницей души", их единство есть взаимное благо. Земная жизнь имеет для человека большое значение. Отсюда следует несколько частных выводов. Во-первых, должно развиваться научное знание, хотя основная задача науки - с помощью рационалистических доказательств, аристотелевского силлогизма, формальной логики укреплять религиозную веру, быть "служанкой теологии" [15].

Во-вторых, земная жизнь человека должна быть строго упорядочена и наполнена содержанием, пренебрегать ею не следует. Помогать в этом мирянам должен профессионал-священник, широко образованный и научно эрудированный, который за свою "работу" получает заработную плату -церковную десятину. Церковь, таким образом, приобретает имущественные интересы и становится необходимым учреждением общественной жизни.

Третий вывод состоит в том, что римские понтифики (папы) имеют право обладать светской властью, должны повелевать светскими государями и крепить, таким образом, единство христианского мира.

Для конкретных условий Белоруссии из последнего вывода проистекала необходимость церковной унии -религиозного компромисса, подчиняющего православное население власти Римского папы при сохранении прежней внешней атрибутики и обрядности. Таким образом, в рамках Речи Посполитой как единого польско-белорусско-литовского государства снимались обострившиеся религиозные противоречия. Петр Скарга, И, Пацей, К. Тарлецкий, М. Лашч и другие общественные деятели утверждали, что только в этих условиях можно сохранить целостность государства, избегнуть внутренних беспорядков, повысить уровень образования и благосостояния народа в целом[16]. Их взгляды вызвали сочувствие у многих ведущих представителей социально-политической и философской мысли Белоруссии, однако часто встречалось напоминание, что уния должна проводиться


ненасильственными методами, уважительно и тактично. В частности, об этом пишет Л. Сапега униатскому архиепископу Иосафату Кунцевичу [17]. Об этом же говорили Н. Ленчицкий, И. Руцкий и другие авторы.

Полностью реализовать указанную программу в середине 17 века не удалось по причине военного вмешательства со стороны протестантской Швеции и Московского государства, а также "казацких войн" православного населения Украины, опасавшегося польского засилья и частично отколовшегося от Речи Посполитой. Тем не менее уровень духовной культуры в этот период значительно вырос во многом благодаря просветительской деятельности католического духовенства.

Наблюдая за успехами иезуитов в этой области, православное землячество в "братских" школах тоже развернуло обширную образовательную программу, направленную в значительной степени на низшие сословия, традиционно приверженные этой конфессии. Это выразилось в стремлении повысить уровень грамотности крестьян и жителей городов - "мест" (мещанства), создании новых азбук и грамматик белорусского языка. Опираясь на деятельность православных братств, просветительством занимались братья Лаврентий и Стефан Зизании, Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Афанасий Филиппович, Георгий Конисский, Игнатий Иявлевич и другие мыслители[18].

На более высоком уровне изучались дисциплины, характерные для средневековых университетов: латынь, поэтика, аристотелевская логика, риторика и другие свободные искусства. К примеру, Симеон Полоцкий в стихотворной форме популяризирует теорию четырех типов темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), описывае^ функциони­рование пяти органов чувств, воспроизводит основы нравственно-правовых и общественно-политических знаний[19]. Поэтому когда он и другие белорусские деятели православия в ходе перипетий политической борьбы попадали в Московское государство, где до реформ Петра 1 господствовали традиции первоначального христианства, европейский уровень их образованности поражал


современников, доверявших им воспитание детей царской фамилии и другие ответственные должности. Значительный вклад в развитие российской духовной культуры внесли в этот период Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Феофан Прокопович и другие выходцы из западно-русских земель.

Постепенно религиозный подход к проблеме человека утрачивает свои позиции, что обусловлено развитием эмпирического естествознания Нового времени. В Западной Европе на протяжении XVII-XVIII вв. научно-технический прогресс охватывает все стороны общественной жизни. Религиозные распри, отражавшие борьбу формирующегося техногенного социума с устоявшимся средневековым мировосприятием, уходят в прошлое. Различие религиозной догматики, межконфессиональное несходство оценок человеческого существования перестают волновать исследователей. В сферу их интересов попадает разработка методов научного экспериментирования, общая формализация критериев научности[20].

На осмысление проблемы человека все в большей степени начинают оказывать влияние новейшие достижения в области естественных и точных наук: физики, химии, биологии, математики. Они способствуют концептуальному оформлению взглядов на человека, как природного существа, никак не связанного с высшими сверхъестественными силами. Религиозные вопросы перестают вызывать ожесточенную полемику, они просто отходят на второй план. Многие деятели религиозного культа в 18 веке ставят физические опыты, изучают окружающую природу, создают естественно-научные концепции. Вместе с тем активно развивается светская наука первоначально как поле деятельности энтузиастов, занятых в других отраслях хозяйственной жизни; позднее возникают государственные научные учреждения. Правда последнее для Белоруссии не характерно в силу общего кризиса государственной власти, обострившегося в конце XVIII века.

Элементы естественно-научного подхода к антропологической проблематике можно встретить у ряда белорусских мыслителей этого периода. Противоречиво соединяясь с традиционными религиозно-теологическими


представлениями, они присутствуют в творчестве Георгия Конисского и Бенедикта Добшевича[21], Игнатия Быковского и Антона Скорульского.

Казимир Нарбут (1738-1807), один из представителей католического ордена пиаров на Беларуси, в своих сочинениях активно выступил против средневековой схоластики, отстаивая необходимость применения к осмыслению проблемы человека новейших достижений естествознания[22]. Он раскрывает общественную природу человека, отстаивает идеи естественного права и общественного договора. Целью социальной жизни является достижение всеобщего счастья. Государство призвано гарантировать гармоническое сочетание интересов отдельных личностей, для чего каждый индивид добровольно жертвует частью своих природных прав в его пользу (отчуждает часть собственности в форме налогов, подчиняется законам и т.п.). Поэтому государство должно защищать справедливость, заботиться о равноправии граждан, повышать уровень их благосостояния и образованности. Религиозный подход к объяснению общественной жизни отвергается, проблемами человека должна заниматься не теология, а наука. Поэтому К.Нарбут широко пропагандирует создание на Беларуси общедоступной светской системы обучения[23].

Анёл Довгирд (1776-1835), также связанный с деятельностью ордена пиаров, преподавал в Виленском университете и учебных заведениях Лиды, Витебска, Щучина и других городов Беларуси. В своих работах большое внимание уделял вопросам детской психологии, педагогики, индуктивной логики, философии "здравого смысла". Идеалом научного подхода этот мыслитель считал методы естественных и точных наук, в первую очередь физики и математики. При этом он обнаруживал глубокую эрудицию, всестороннее знакомство как с конкретно-научными разработками Ньютона, Кеплера, Галлилея, Коперника, так и с философскими произведениями основоположников естественно-научной методологии Нового времени - Ф. Бэкона, Р. Декарта и др. С этих позиций А. Довгирд критиковал некоторые положения зарождающейся немецкой классической философии[24], занятой анализом априорных форм "чистого разума", абстрагировавшейся от апостериорного, связанного с опытом их содержания.





Исследуемая И.Кантом[25] непознаваемая "вещь в себе" вызывает сомнения А. Довгирда, который считает, что человеческое познание в опыте объективно отражает окружающую действительность и полностью исчерпывает содержание составляющих ее предметов. Об этом свидетельствуют здравый смысл, повседневный опыт и экспериментальное естествознание.

Применительно к проблемам морали белорусский автор придерживается идеалов эвдемонизма и Просвещения. Высшей ценностью общественной жизни он считает наибольшее количество счастья для наибольшего числа людей. Критерием является индивидуальный голос совести: поступать следует так, чтобы не было стыдно сделать свой поступок и его побудительные мотивы достоянием общественного мнения в лице всего человечества. Достичь этого помогают научные знания, разумная самодисциплина, а также христианское воспитание с детского возраста и сила личного примера просвещенных правителей[26].

Анджей Снядецкий (1768-1838) осмысливал проблему человека с позиций биологического эволюционизма, исследовал вопросы физиологии высшей нервной деятельности. По его мнению, развитие человеческого мышления на уровне индивида предопределяется, с одной стороны, состоянием серого вещества головного мозга и центральной нервной системы, а с другой -внешними условиями его жизнедеятельности. Среди последних социальные факторы превалируют над географическими, климатическими и другими. Особое внимание уделялось особенностям существования различных классов и сословий, медицинско-оздоровительному воздействию социальной среды на жизнедеятельность человеческого организма. Польско-белорусский ученый исследовал положительное влияние свободного труда и просвещенного образа жизни на общественные отношения[27].

Его брат Ян Снядецкий (1756-1830), тоже препода­вавший в Виленском университете, последовательно применял методы точных наук к анализу проблем антропологии. Его интересовала деятельность органов чувств, воли, воображения, памяти и внимания, воспитательная роль искусства в


формировании высоконравственного гражданина и другие аналогичные вопросы. Одним из первых на Беларуси он начал разрабатывать теорию языкознания, анализировать структурные особенности знаковых систем, формализованно-логизированные аспекты в содержании межличностных отношений[28].

Белорусский юрист Онуфрий Маркевич (17507-1807?) в своей работе "Об участии природы в создании человека" рассмотрел в духе эволюционизма процесс антропогенеза, становление человека и человечества как биологического вида. Рассовые различия он объясняет природными причинами, считает нецелесообразным декларировать физиологическое превосходство белой рассы. Критерием истинности всякой научной теории предлагает считать ее соответствие объективным законам природы, отвергает на этом основании религиозно-теологический подход к проблеме человека[29].

После разделов Речи Посполитой в хозяйственно-экономической жизни Беларуси установилась относительная стабильность, завершилась эпоха войн, политической разобщенности и феодального индивидуализма. Однако лидерство в области духовной культуры оказалось окончательно утрачено, что наметилось еще в предшествующий период в связи с быстрым процессом секуляризации научной деятельности в России после реформ Петра 1. В начале XIX века университетские и академические центры Москвы и Санкт-Петербурга приняли в себя молодое поколение уроженцев Беларуси, оторвали их от родной почвы, частично рассеяли в качестве государственных чиновников по бескрайним просторам России. Многие деятели польско-белорусской культуры были подвергнуты принудительной высылке в Сибирь и другие российские регионы. Белоруссия на долгое время оказалась в положении одной из многочисленных провинций Российской империи, духовно отсталой и губернски ограниченной.

Указанные процессы вызвали естественное недовольство образованной прослойки общества, что выразилось в активном формировании национального самосознания, стремлении к политической самостоятельности, вначале под лозунгами


I


возрождения Речи Посполитой, позднее - установления собственно белорусской государственности. В середине XIX столетия национально-освободительное движение слилось с общероссийскими требованиями преобразования отсталой экономики, основанной на принудительном труде в условиях крепостного права, а также с революционно-демократическим направлением в политике, боровшимся за свержение самодержавия[30].

Античеловеческую сущность крепостнических отношений, препятствующих свободному развитию производительных сил общества, сдерживающих прогресс науки и техники, раскрывали в своих произведениях Юлиан Бокшанский, Франтишек Савич, Михаил Волович, братья Александр и Франтишек Долевские. Этот подход наметился еще в предшествующий период в отдельных работах Адама Ализаровского и Антония Загурского. Правда, в начале IXX века некоторые авторы пытались теоретически отстоять существующее положение дел, подчеркивая элемент упорядоченности и систематизированности, который крепостное право привносит в экономику и политику. С этих позиций проблемы человека и современного им общества осмысливали И. Головинский, К. Буйницкий, Г. Ржеусский и некоторые другие авторы.

В качестве иллюстрации революционно-демократического подхода можно рассмотреть программные документы народного восстания на Беларуси 1863 года, составленные его руководителем К. Калиновским (1838-1864). Получивший университетское образование в Москве и Санкт-Петербурге молодой политический деятель соединил требование национальной независимости с экономическими и общественно-политическими преобразованиями. Целью освободительного движения в Польше, Литве и Белоруссии он считал отделение от царской России, полную отмену крепостной зависимости крестьянства, наделение его землей и создание демократической республики трудящихся. В дальнейшем предполагалось всестороннее развитие народного образования, национального самосознания и языка, решение женского вопроса. Средства - вооруженное восстание и крестьянская


революция. Только радикальное решение всех указанных вопросов способно, по мысли К. Калиновского, сделать белорусов равноправными и социально активными, приобщить их к величайшим достижениям современной цивилизации, предоставить человеку возможность творческой самореализации, стимулировать его духовное совершенство­вание)^ 1]. Аналогичных взглядов, дополняя их методами широкой пропаганды и индивидуального террора, придерживались деятели революционно-народнического движения И. Гриневицкий, Н. Судиловский, Г. Исаев, А. Богданович.

Отмена крепостного права в России способствовала оживлению экономической жизни. Создавались новые промышленные предприятия, внедрялись передовые методы в сельское хозяйство, развивались рыночные отношения и свободная конкуренция. Белоруссия в составе Российской империи в значительной степени отразила указанные процессы. В осмыслении проблемы человека этого периода, проявились материалистические и позитивистско-сциентистские тенденции.

Философско-теоретическая интерпретация реалий промышленного переворота, в который вступила западно­европейская цивилизация в конце XIX века, выразилась в попытках объяснения сущности человека, опирающихся исключительно на новейшие данные естествознания, в положительной оценке научно-технического прогресса, способного перевести познание человека как социального субъекта и биологического вида на качественно более высокий уровень[32]. Любые отвлеченно-философские рассуждения на эту тему отвергались как"метафизические" домыслы, тем более - устаревшие религиозные предрассудки.

С позиций материализма и дарвинистской теории естественного отбора, в частности, осмысливали отношения человека с окружающей природной средой ученые, стоявшие у истоков деятельности Горецкой сельхозакадемии: А. Советов, И. Стебут, В. Докучаев, А. Людоговский, М. Рытов, А. Бажанов.

Первая мировая война показала, что человечество еще морально не готово воспользоваться плодами сверхбыстрого технического прогресса. Нравственная разобщенность


направляет его по пути милитаризма, приводит к появлению нового более мощного оружия. Имеет место подчинение технически отсталых народов, опирающихся на традиции; складывается колониальная система. Вооруженная борьба развитых стран с возможными конкурентами требует миллионных человеческих жертв, опустошает целые континенты. Человечество, прежде чем неограниченно развивать свой материально-технический потенциал, должно обрести нравственное единение. Только это позволит направить научные разработки в мирное русло, избежать ненужной и бессмысленной конфронтации. Вместе с тем, творческие тенденции современной цивилизации, направленные на постоянное приращение нового знания, по-прежнему сохраняют свою значимость.

Осмыслить указанную ситуацию попытались белорусские философы и публицисты Д. Мейчик, Я. Окунь, Д. Скрынченко, М. Каролицкий[33]. Многие из них обратились к религиозным ценностям "всеединства" и "соборности", сохраняя традиционную ориентацию философской мысли русского православия, сложившуюся в послереформенный период[34].

По их мысли, христианство в ХХ-м веке имеет преимущество перед другими мировыми религиями, поскольку оно охватывает наиболее технически развитые страны. Однако из всех разновидностей христианства именно православие отвечает запросам современного человечества. Оно сохранило дух коллективизма первоначальной патристики, выполнявшей объединительную функцию еще в эпоху поздней античности в рамках Римской империи. Католицизм утратил его, поддавшись рационализму средневековой схоластики, а протестантизм -выдвинув принцип индивидуального мистического богопознания в период Нового времени. Поэтому белорусские авторы начала XX века склоняются к мысли, что именно православие имеет шанс стать глобальной идеологией, способной объединить все человечество и придать техническому прогрессу мирный характер.

Вместе с тем положительные, созидательные достижения современной науки необходимо использовать, поэтому следует


преодолеть присущий православию элемент обскурантизма, отрицательного отношения к научному познанию. Нужно соединить синкретический потенциал православной церкви с творческими научными инновациями на благо человека и человечества.

По мнению Владимира Самойло (1878-1941), христианский образ девы Марии эстетически символизирует единство плотского и духовного начала в современной цивилизации. Задача каждого человека - бороться со злом, превращать его в добро силой творческой активности, которая изначально заложена в нем божественным предопределением. Особую роль в этом автор отводит жителям Беларуси, исторически и географически самой природой расположенной между техногенным утилитарно-материалистическим Западом и возвышенно-религиозным Востоком[35].

Об этом же говорит известный публицист Абдиралович (Игнат Кончевский), живший в 1896-1923 гг. Отмечая особую миссию белорусского народа, он призывает современное человечество сохранить высокие духовные идеалы, присущие культуре Востока, однако, отбросить застывшие, порабощающие творческую личность, косные формы тоталитарной государственности, наполнить жизнь присущей Западу энергией движения и развития[36].

Вообще мотивы национального самосознания все чаще звучат в философской публицистике начала XX века. Это связано с распадом Российской империи, революционными преобразованиями, предоставившими возможность самоопределения насеявшим ее народам. Беларусь обрела свою государственность, сначала в форме БНР, потом - в составе СССР. Указанный факт нуждался в теоретическом осмыслении с позиций философской антропологии.

Осознание критериев национальной самобытности имело также большое значение с точки зрения борьбы за свои права этнических белорусов, проживавших на территории Польши, Литвы и других вновь образованных государств. Об этом говорили К. Сваяк (К. Стэпович), А. Цвикевич, В. Ластовский, другие политики и публицисты. При этом многие из них подымались на уровень философского истолкования этно-гуманитарной проблематики.


Ксёндз Адам Станкевич (1891-1949), родившийся под Ошмянами в крестьянской семье, депутат польского Сейма, глава белорусской христианско-демократической партии, погибший в заключении после включения Западной Белоруссии в состав СССР, писал, что белорусы должны сохранять свою самобытность, не поддаваться ни восточному, ни западному влиянию, всеми силами развивать народный язык, религию, культуру[37].

М. Довнар-Запольский (1867-1934), известный предста­витель «западно-русизма», долго проживавший на территории БССР, в своих работах исследовал этно-физиологический облик белорусов, отличающий их от населения Украины и России, особенности мировосприятия, обычаев и традиций, служащие предпосылкой государственной самостоятельности[38].

Вместе с тем, национальное сознание белорусов развивалось народными поэтами и писателями БССР. Еще до революции Ф. Богушевич, Тётка (А. Пашкевич), Я. Купала, Я. Колас в образах простого крестьянского труда, близкого к природе, воспевали черты белорусского народного характера, призывали к установлению общества социальной справедливости. Впоследствии многие из них примкнули к марксистскому направлению[39], однако сохранили в своем творчестве белорусские национальные мотивы.

Вообще марксистская антропология подчиняет национальный вопрос классовому пролетарскому самосознанию, считает его второстепенным, сравнительно с задачами борьбы антагонистических классов и пролетарской революции. В 20-30 гг. проблему человека с позиций исторического материализма и диалектической методологии рассматривали Б. Быховский, С. Вольфсон, С. Каценбоген, Р. Выдра. По их мнению, определяющим фактором социальной жизни является способ производства, который представляет собой совокупность производительных сил (люди, средства и предмет труда) и производственных отношений: экономических (собственность, обмен, распределение) и технологических. Производственные отношения составляют базис общественно-экономической формации, над которым надстраиваются социальная, классовая структура, политика, право и другие


формы общественного сознания. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Его духовное развитие предопределяется общественным бытием, материальными факторами.

Существует пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм - первая стадия коммунизма). Из них только последняя соответствует критериям социальной справедливости, все остальные построены на эксплуатации человека человеком и непримиримой борьбе антагонистических классов (первобытные отношения не заслуживают внимания в силу крайне низкого уровня производительных сил).

Средство перехода от капитализма к коммунизму -социалистическая революция и диктатура пролетариата. Сущность коммунизма состоит в уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства, неограниченном развитии производительных сил, создании бесклассового общества и воспитании новой личности, раскрепощенной, свободно реализующей потребность творческого коммунистического труда. Осуществление лозунга "от каждого по способностям - каждому по потребностям" составляет сущность марксистской антропологии.

С установлением советской власти Белоруссия достигла значительных успехов: открывались новые научные учреждения и учебные заведения, строились промышленные предприятия, в составе СССР была одержана победа в Великой отечественной войне. В творчестве представителей общественно-политической мысли этого периода отразилось восхищение достижениями социализма. В то же время тоталитарно-репрессивная государственная идеология эпохи культа личности И.В. Сталина не позволяла создать полную адекватную картину социалистического строительства, замалчивала факты массовых необоснованных репрессий, широко­масштабного применения низкоквалифицированного принудительного труда.

В середине 70-х годов общество вступило в состояние застоя, обострилось противоречие между отсутствием частной инициативы и необходимостью творческих научно-технических инноваций. Осмысление проблемы человека в этот период



зачастую сводилось к механическому воспроизведению программных документов ЦК КПСС и работ классиков марксизма-ленинизма, попытки творческого подхода воспринимались как проявления инакомыслия. Однако уже в это время обозначились тенденции, достигшие полного развития только с началом перестройки, гласности и демократизации в конце 80 - начале 90 годов[40].

Критика "отдельных недостатков" социализма, «пережитков прошлого» позволила осмыслить элементы догматизма, все шире проникающие в марксистскую антропологию, придающие ей характер иррационалистической веры в "светлое будущее".

Под видом разоблачения "буржуазных фальсификаций" проблемы человека осуществлялось ознакомление научной общественности с передовыми течениями современной западной философской антропологии, единственно возможное в отсутствие первоисточников и полноценных переводов. Сама "критика" сводилась, по большей части, к формальной констатации отличия этих направлений от ортодоксально-марксистской трактовки.

Имело место органичное включение отдельных элементов западной мысли в рамки марксистского учения. К примеру, в области методологии научного познания разработки коллектива авторов Белгосуниверситета (B.C. Стёпин и его последователи), касающиеся специфики научных революций[41], во многом перекликались с новейшими идеями "критического рационализма", что значительно обогатило белорусскую диалектико-материалистическую антропологию, придало ей творческий развивающийся характер.

С началом демократических преобразований и распадом СССР в осмыслении проблемы человека произошли значительные изменения. Марксистский подход утратил главенствующее положение, хотя во многом еще сохранил свое влияние в кругах академической науки и в системе высшего образования. Однако попутно начали интенсивно развиваться иные трактовки гуманитарной проблематики, что в целом характеризует плюрализм мнений постсоветской идеологии.

В современных условиях в Республике Беларусь можно условно выделить следующие философско-антропологические


ения, переживающие период подъема: 1) Неорелигиозные направления издают обширную печатную продукцию, пропагандируют собственный взгляд на специфику человеческого существования в контексте мировых проблем современности[42]. Все большим влиянием пользуется Церковь евангельских христиан- баптистов, Общество сознания Кришны, дианетика, Церковь Виссариона, Центр мира Шри Чинмоя и другие подобные объединения[43]. С ними активно дискутирует православие, отстаивая традиционную для христианства трактовку проблемы человека[44]

2) Развивается психоаналитическая антропологияГ451
что связано с появлением большого количества переводов
сочинении 3. Фрейда и других западных психологов
выполненных в основном российскими переводчиками. Вообще
деятельность российских издательств, а также международных
фондов, позволяют белорусской научной общественности
приобщиться к важнейшим достижениям современной западной
мысли.

3) Новейшие направления собственно философской
антропологии [46] постепенно получают развитие на
территории Белоруссии. Появляются отдельные публикации,
осмысливающие проблему человека в духе постпозитивизма,
"философии жизни"[47], персонализма[48], экзистен­
циализма^].

Среди этих течений все большим влиянием пользуются идеи постмодернизма (деконструктивизм, постструкту-рализм)[50]; в периодике и научных сборниках печатаются статьи молодых последователей этого течения, проводятся конференции, осуществляются переводы и оригинальные опыты постмодернистской интерпретации классических текстов.

В целом белорусские исследователи продолжают активно участвовать в осмыслении проблемы человека, демонстрируют многообразие подходов и творческую оригинальность в разработке антропологической проблематики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: