География креативности
Многие люди любят составлять списки, и я отношусь к их числу. В данной главе я предложу список победивших, проигравших и прочих участников креативной экономики. Чтобы продемонстрировать положение конкретных городов и регионов, в этой и в следующей главе я буду обращаться к статистическому анализу. В конце я помещаю Индекс креативности — базовые показатели для оценки положения региона в креативной экономике. Использование этих и ряда других показателей и их корреляция неизменно указывают на две господствующие тенденции.
Первая состоит в том, что новая география выстраивается по классовым признакам. Представители различных классов всегда предпочитали селиться отдельно, по разным районам города или региона. Однако сейчас мы наблюдаем существенное перераспределение среди городов и регионов в масштабе страны, в результате которого одни регионы становятся центрами креативного класса, тогда как в других преобладает население, принадлежащее к рабочему или обслуживающему классу. До известной степени так было всегда. Например, всегда существовали художественные и культурные колонии типа Гринвич-Виллидж, университетские города вроде Мэдисона или Боулдера и производственные центры наподобие Питтсбурга или Детройта. Новизна здесь в том, что разделение стало более резким и получило большее распространение.
|
|
Вторая тенденция указывает на лидерство креативных центров с точки зрения экономических параметров. В экономике крупных центров рабочего класса часто наблюдается застой, а более мелкие неуклонно опускаются все ниже и ниже. Некоторые центры обслуживающего класса (как правило, туристические места вроде Лас-Вегаса) привлекают людей и создают рабочие места в высоком темпе. Однако в основном это низкооплачиваемая работа, которая не дает никакой профессиональной перспективы. Должность уборщицы в гостинице или даже крупье в казино Лас-Вегаса нельзя назвать ступенькой к экономическому благоденствию. Я подозреваю, что центры обслуживающего класса также будут отставать все больше и больше от экономических темпов нашего общества.