Что же получается в итоге? Какова структура распределения доходов среди людей, живущих в Соединенных Штатах?
Существует много способов группировки и представления данных по распределению доходов, которые собирает Бюро переписей. Чаще всего приводится распределение доходов семей по квинтилям (пяти группам). В 1983 г. Бюро переписей насчитывало в Соединенных Штатах почти 62.000.000 семей. Сюда входят все, кроме одиноких людей и людей, живущих не со своими родственниками (по крови или по браку). Таблица 12А показывает доли общего объема доходов семей в 1983 г. и за три более ранних года: долю 20% семей с самыми низкими доходами (первый квинтиль), 20% семей со следующими по величине доходами (второй квинтиль) и так далее, вплоть до 20% семей, получавших самые высокие доходы (пятый квинтиль). Если бы доходы семей распределялись равномерно, каждые 20% семей получали бы 20% общей суммы. Очевидно, что это не так. В таблице приведены также доли, полученные 5% семей с самыми высокими доходами.
Таблица 12А. Денежные доходы семей -- доля совокупного дохода, полученная каждым квинтилем и 5% семей с самыми высокими доходами
|
|
Первый квинтиль семей с самыми низкими доходами | 4.5 | 4.8 | 5.4 | 4.7 |
Второй квинтиль | 12.0 | 12.2 | 12.2 | 11.1 |
Средний квинтиль | 17.4 | 17.8 | 17.6 | 17.1 |
Четвертый квинтиль | 23.4 | 24.0 | 23.8 | 24.4 |
Пятый квинтиль семей с самыми высокими доходами | 42.7 | 41.3 | 40.9 | 42.7 |
5% семей с самыми высокими доходами | 17.3 | 15.9 | 15.6 | 15.8 |
Источник: U.S. Bureau of the Census, Current Population Reports, series P-60, No. 145.
Люди, впервые сталкивающиеся с этими данными, обычно бывают очень удивлены. Цифры как будто показывают, что со времени второй мировой войны распределение доходов в Соединенных Штатах существенно не изменилось, несмотря на прогрессивные подоходные налоги и значительное увеличение правительственных программ выплаты пособий семьям и отдельным лицам с низкими доходами. Эти данные противоречат тому, "что известно каждому".
Однако в данном случае то, "что известно каждому", может оказаться ближе к истине, чем то, о чем свидетельствуют цифры. Прежде всего, эти цифры показывают доходы до выплаты личных налогов. Во-вторых, в этих данных не учитываются натуральные пособия. Правда, они отражают денежные пособия. Так, сюда входят доходы в форме пенсий, пособий ветеранам, пособий по социальному обеспечению, программ помощи семьям с несовершеннолетними детьми и всех других видов социального обеспечения -- когда они выплачиваются в денежной форме. Но приведенные данные не учитывают стоимость таких натуральных пособий, как медицинское обслуживание, льготная квартирная плата или продовольственные талоны. Все они представляют собой доходы, хотя и не предполагают выплаты денег. В-третьих, эти данные не скорректированы так, чтобы учитывать различные размеры семей. Если сделать эти три поправки, то процент доходов, полученных каждым квинтилем, будет изменяться во времени как раз в том направлении, в каком мы ожидали. Доля групп с низкими доходами повышается, а доля групп с высокими доходами падает. Одна из тщательных попыток учесть все эти поправки дала результаты, приведенные в табл. 12В, и эти результаты гораздо больше согласуются со здравым смыслом, чем нескорректированные данные табл. 12А.
|
|
Таблица 12B. Доля совокупного денежного дохода семей, полученная каждой пятой частью семей с учетом индивидуальных налогов и натуральных пособий, в подушевом исчислении
Первый квинтиль семей с самыми низкими доходами | 8.1 | 8.8 | 11.7 |
Второй квинтиль | 14.2 | 14.4 | 15.0 |
Средний квинтиль | 17.8 | 18.2 | 18.2 |
Четвертый квинтиль | 23.2 | 23.1 | 22.3 |
Пятый квинтиль семей с самыми высокими доходами | 36.7 | 35.4 | 32.8 |
Источник: Edgar K. Browning, "The Trend Toward Equality in the Distribution of the Net Income", Southern Economic Journal (July 1976).