Образование и наука в средневековой Европе

VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий (749–814) и Алкуин (735–804), который был приглашен Карлом для организации образования в его империи (О педагогической деятельности Карла Великого и Алкуина см.: [39; 194; 195; 425 и др.]). Видимо, с этого времени начинает складываться вместе с классическим феодальным обществом, состоящим из трех сословий, и типичное средневековое воспитание.

В качестве важнейших форм воспитания Западной Европы в этот период можно выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование.

Народное воспитание – это воспитание большинства населения Западной Европы, воспитание земледельцев и ремесленников, которое осуществлялось в процессе освоения опыта жизнедеятельности этих сословий. Со временем оно стало включать в себя и первоначальное образование, которое давалось в школах при церквях.

Обучение в народной (начальной) школе продолжалось, как правило, три – четыре года. Начиналось оно с заучивания 50 псалмов на латинском языке. Затем приступали к изучению и запоминанию букв с голоса, далее запоминали форму букв, после чего начинали учиться читать по слогам (буквосослагательный метод). Научившись читать, ученик приступал к письму и счету. Большое место в обучении отводилось пению. Обучение велось на латинском языке, сложными были методы обучения письму и счету, да к тому же педагогическая подготовка учителя оставляла желать лучшего. Поэтому многие ученики едва справлялись даже с курсом начального обучения


Рыцарское (военное) воспитание в своей классической форме сложилось в Х–XI вв. и в определенной мере было оппозиционным народному и церковному воспитанию. Оно имело свое содержание (семь рыцарских искусств); свои формы, свои возрастные периоды: с 7 до 14 лет – паж, с 14 до 21 – оруженосец, в 21 год происходило посвящение в рыцари. Обучение для рыцаря считалось не обязательным, и потому неграмотный рыцарь не был редкостью.

Религиозное (школьное) образование. До конца Средних веков Церковь играла главную роль не только в духовной, но и в интеллектуальной жизни Западной Европы. И духовные ценности, которые несла она, были в равной степени адресованы всем сословиям и всем членам общества. И именно ей принадлежит главная роль в организации образования, которое также было открыто для всех сословий, особенно после XI века, когда католическому священству было запрещено вступать в брак.
Карл Великий пытался дать всеобщее образование всему населению империи. С этой целью предписывалось открывать школы при всех приходах, а священники должны были содержать эти школы и учить людей. Правда, школы не стали повсеместным явлением, а уровень образования, даваемого в них, нередко не шел дальше знания двух молитв – «Отче наш» и «Символ веры».

При Карле была усовершенствована работа монастырских и кафедральных школ. Эти школы были двух типов: внешние и внутренние. Внешние школы предназначались для мирян, как правило детей знатных родителей; внутренние – для детей, которые либо вынуждены были жить при монастырях, либо готовились к будущей духовной службе.

Большое значение для развития культуры и образования в Средние века имели организованные Алкуином высшие школы. В 790 г. такая школа, получившая название академии, была открыта при резиденции Карла в Ахене. В ней учился сам император, его дети и приближенные. Здесь проходили ученые споры и дискуссии. Вторую высшую школу Алкуин открыл в Турском монастыре. Она состояла из ученой школы, где изучали семь свободных искусств, и трех специальных отделений: богословского, юридического и медицинского. Подобные школы стали открываться и в других государствах Европы.

В школах, дающих более высокое образование, наряду с запоминанием, широко использовался вопросно-ответный метод, и тогда же, видимо, начала складываться важная форма не только обучения, но и всей жизни средневековой школы – диспут.

Для средневекового образования большое значение имели сочинения Алкуина по богословию и философии, его учебники философии, арифметики, грамматики, логики, диалектики, которые оставались одними из главных учебников вплоть до эпохи Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: