При питании статорной обмотки асинхронного двигателя (АД) трёхфазным током возникает вращающееся магнитное поле. Частота вращения этого поля n 1, об/мин, называемая синхронной, определяется по формуле ,
где f 1 – частота напряжения питающей цепи;
p – число пар полюсов обмотки статора.
Синхронная скорость максимальна для двухполюсной машины (p = 1) и при стандартной частоте f = 50 Гц равна n 1 = 3000 об/мин.
Под воздействием вращающегося магнитного поля в обмотке ротора индуктируется ЭДС и, так как обмотка замкнута, в ней возникает ток. В результате взаимодействия тока проводников обмотки ротора с вращающимся магнитным полем статора возникает вращающий момент. Направление вращающего момента совпадает с направлением вращения магнитного поля статора. Установившаяся частота вращения n ротора ниже синхронной частоты вращения n 1. Разность частот вращения поля и ротора, отнесённая к частоте вращения поля, называется скольжением: .
При номинальной нагрузке скольжение называют номинальным, sн = 0,01 ¸ 0,06.
|
|
Для реверсирования двигателя необходимо изменить направление вращения магнитного поля статора. Для этого следует поменять местами два линейных провода на щитке двигателя.
На рис. 1 показана механическая характеристика асинхронного двигателя – зависимость частоты вращения двигателя от момента сопротивления n=f (M) при неизменном напряжении в сети. Часть характеристики от M = 0 до M = Mмакс, для которой (или ), является рабочим участком характеристики. Изменение частоты вращения при изменении момента в пределах рабочего участка характеристики невелико, т. е. характеристика асинхронного двигателя является жёсткой. Часть характеристики, в пределах которой (или ) не обеспечивается устойчивая работа, является нерабочим участком.
Отношение максимального Mмакс вращающегося момента двигателя к номинальному Mн моменту характеризует перегрузочную способность двигателя и называется кратностью максимального момента: .
Для асинхронного двигателя нормального исполнения кратность максимального момента lм ³ 1,65.
На рис. 2 показана зависимость тока обмотки статора I 1 от частоты вращения n ротора. Наибольшего значения ток достигает при пуске двигателя, когда ротор неподвижен. Для асинхронных двигателей нормального исполнения кратность пускового тока Iпуск / Iн = 5 ¸ 7. Такое превышение пускового тока над номинальным может привести к недопустимым нарушениям режима питающей сети. Поэтому стремятся уменьшить пусковые токи. У асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором ограничение пускового тока может быть достигнуто понижением напряжения, подводимого к обмотке статора двигателя.
|
|
Рабочие характеристики дают представление о свойствах асинхронного двигателя. Рабочими характеристиками называют зависимости частоты вращения n, момента на валу двигателя M, тока статорной обмотки I1, коэффициента мощности cosj1, коэффициента полезного действия h и скольжения s от полезной мощности P2 при неизменных напряжении и частоте, равных номинальным. На рис. 3 показан примерный вид рабочих характеристик асинхронного двигателя.
При снятии рабочих характеристик нагрузка на валу двигателя (тормозной момент) создаётся электромагнитным тормозом. Мощность на валу двигателя [Вт] определяется по формуле , где M – крутящий момент, [Н×м]; n – частота вращения, [об/мин].
КПД двигателя равен отношению полезной мощности к мощности, потребляемой двигателем из сети: .
Коэффициент мощности рассчитывается по формуле
.
Механическая характеристика асинхронного двигателя n=f(M) в устойчивой части может быть построена по приближённым формулам:
n=n1(1-s), ,
где sкр – критическое скольжение (при котором момент имеет максимальное значение).
Из последнего уравнения можно определить критическое скольжение для двигательного режима работы асинхронной машины при известных номинальном скольжении и кратности максимального момента: .