Традиционные народные верования и представления

В подавляющем большинстве верующие бело­русы были христианами, основными течениями христианства у них были униатство, православие и католицизм, но наряду с ними были широко распространены верования и представления дохристианского времени. Считалось, что те или иные люди обладают особыми маги­ческими способностями, их называли чаровниками, колдунами, знахарями, ведьмаками и др. Их боялись, перед ними заис­кивали, чтобы они не навредили, их приглашали на семейные торжества—родины, свадьбу, к ним обращались при пропаже имущества и людей, болезнях, когда хотели нанести вред кому-то и т. д.

Существовало представление о магической силе различных объектов природного происхождения, например, камней, кото­рые излечивают болезни—слепоту, глухоту, паралич, около них оставляли жертвоприношения: лен, шерсть, холсты, деньги. Считалась чудодейственной вода некоторых источников — она излечивала болезни, брать ее надо было с соблюдением обряд­ности, например, зачерпывать только один ковш и нести домой, не оглядываясь.

Широко были распространены представления о различных духах—домашних, природных, олицетворяющих те или иные явления действительности. К домашним духам в первую оче­редь относился ДОМОВОЙ (ГОСПОДАРЬ, ПОДПЕЧНИК), его представляли похожим на старика заросшего седыми волоса­ми, с длинной бородой, в белой одежде. Довольный хозяевами, он им помогает: кормит домашних животных, сушит хлеб, но нерадивых наказывает тем или иным способом. В празднич­ные и поминальные дни его звали к столу и чествовали луч­шими блюдами. Другим домашним духом была КИКИМОРА — воплощение умершего маленького ребенка. Считалось, что в доме может быть несколько кикимор. Кикимора по ночам мо­жет помочь женщине в начатой работе—прядении, шитье, но, если она недовольна хозяевами, то портит ее. Других домашних духов народное сознание поселяло в хозяйственных постройках. Это были ХЛЕВНИК, близкий к домовому, ЕВНИК, или ГУМЕН­НИК, — он мог устроить пожар при сушке хлеба, в жертву ему приносили сноп ржи, ЛАЗНИК —злой дух бани, который мог сжечь ее вместе с людьми.

Разнообразны были в представлениях белорусов духи при­роды. В лесных местах бытовало поверье о ЛЕШЕМ (ЛЕШУК, ПУЩЕВИК, ДОБРОХОТ) —старике с белым лицом и в белой одежде, который увеличивает свой рост до высоты деревьев. При желании он может принять облик животного — медведя, волка, он помогает охотникам и грибникам, но его козням при­писывали буреломы, плутание в лесу, пропажу людей и домашних животных. В последнем случае при поисках лешему делали «относы»—на перекрестке лесной дороги с заговором оставля­ли хлеб, соль, горшок с кашей, блины. С водоемами связыва­ли ВОДЯНИКА, — в виде старика, покрытого тиной и зелеными волосами, с клинообразной головой. Он вредит людям—рвет сети, разрушает плотины, топит людей и домашнюю скотину. Люди, чья деятельность была связана с водой, задабривали его, мельник, например, бросал под мельничное колесо кусок мяса. Считалось, что в воде обитают РУСАЛКИ (КУПАЛКИ, КАЗЫТКИ ), по народным поверьям весной и летом они выхо­дят на поля и стерегут хлеб во время его созревания. Надо отметить, что образ русалки у белорусов больше связывается с лесом и полем, нежели с рекой.

В безлесных местах бытовало представление о ПОЛЕВИКЕ, обычным местом его обитания мог быть овражек, пригорок, от­дельный камень или межевой столб. Считалось, что полевик способствует росту культурных растений, но может и навре­дить— устроить засуху, наслать на поле вредителей. Зимой разгулявшиеся полевики уничтожают вешки на дорогах, сби­вая путников. Близок к полевику ЖИТБНЬ —хозяин поля— маленький дедок, помогающий рачительным хозяевам. Жен­ской ипостасью его была ЖИТНАЯ БАБА, которую предста­вляли женщиной с колосьями на голове. Так же называли и по­следний сноп хлеба, который, обрядив в женскую одежду, тор­жественно уносили с поля.

Существовали у белорусов и представления о других духах, обычно злых: ЧЕРТЕ —с козлиной бородой, рогами, копыта­ми, старающемся всячески навредить человеку; МАРЕ (МОРО­ВАЯ ПАННА ) —антропоморфном воплощении смерти, иногда считалось, что кожа ее покрыта короткими перьями, ей при­писывалась способность летать, во время мора для защиты от нее вокруг селения проводили борозду, ТРЯСОВИЦАХ —духах различных болезней, например, малярии, они представлялись в виде босых простоволосых женщин; КАРАЧУНЕ —воплощении смерти, а в более раннее время и зимы, и др.

Многие из этих представлений, очень древние по происхо­ждению, тем не менее отчетливо сохранялись до недавнего вре­мени, особенно в таком регионе Белоруссии, как Полесье, кото­рое можно назвать заповедником архаических форм славянской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: