Этнічныя дачыненні

Любое общение начинается с восприятия – перцепции. Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Если враждебность проявляется в поведении индивидов, то большой беды в том нет. В крайнем случае, ее считают проявлением бытового расизма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охватывает большие массы людей, то возникают межнациональные конфликты и войны.

Межэтнические отношения внутри и вне одного государства могут принимать форму:

- более или менее мирного сотрудничества;

-этнического конфликта.

Довольно разнообразны способы межэтнического сотрудничества. Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межэтнические браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в единое целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов.

Второй процесс – этническое поглощение, т.е. ассимиляция, - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о вымирании малых народов Севера, то речь идет именно об ассимиляции. Они растворились в русском этносе без остатка. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к крупным очагам культуры привели к запустению мест проживания малых народов.

Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка – пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом насильственного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом – сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов – формирование многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский. Результатом выступает культурный плюрализм. Плюрализм культур, традиций, идеологий несводим к общему основанию. Жизненные формы не могут быть квалифицированы как более высокие или более низкие, верные или неверные. Никакое знание не может быть получено вне контекста культуры, традиции, языка. Проблема не в том, чтобы универсально распространять высшую культуру и единственно верную истину, но в том, чтобы сохранить и развить взаимопонимание разных культур и людей, их коммуникации.

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. В США миллионы людей говорят как на английском, так и на других языках, едят как «американскую» (яблочный пирог, стейк, гамбургеры), так и «этническую пищу» (китайскую, корейскую, мексиканскую), отмечают как национальные (14 июля – день Благодарения), так и местные религиозные праздники. Каждая нация может что-то предложить другим народам и, в свою очередь, чему-то научиться у них.

Американские антропологи говорят, что в США на смену идеи «плавильного котла», в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического «салата», в котором можно различить каждый ингредиент, хотя все они помещены в одной чашке и приправлены одним соусом.

Культурный плюрализм – показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

Однако даже при самом удачном стечении дел на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм. Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными.

Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной. Оценочные суждения выражаются обычно в терминах «неправильная культура», «неистинная культура», «отсталая, варварская культура», если речь идет о чужом этносе. Собственная культура расценивается как единственно правильная или самая передовая. Испанские миссионеры, хлынувшие в открытую Колумбом Америку, обращали «язычников» в собственную веру, навязывая им ценности западного общества как единственно правильные.

От этноцентризма надо отличать принцип культурного релятивизма, выдвинутый в 1906 г. американский социологом Уильямом Самнером. Этот принцип гласит, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Например, каннибализм (людоедство) и детоубийство имели смысл в контексте тех обществ, где подобные обычаи практиковались. Американский антрополог Рут Бенедит расширила трактовку релятивизма, предположив, что любая культура должна пониматься не только из собственных предпосылок, но и тогда, когда рассматривается в своей целостности. Обычаи, правила или традиции не могут быть адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: